Страница 53
5. Спиши текст разборчиво и грамотно.
Лесны́е мураве́йники почти́ всегда́ располага́ются с ю́жной стороны́ де́рева. С се́верной стороны́ у дере́вьев всегда́ ветве́й, ли́стьев.
6. Запиши отрывок из стихотворения по памяти.
Записать по памяти отрывок стихотворения.
7. Подготовься записать текст под диктовку. Отчётливо проговори все слоги в словах
Записать текст под диктовку.
8. Запиши текст, разделяя его на предложения.
На берегу синего моря жил красивый попугай. Он был серый с белой блестящей грудкой. Жил попугай на верхних ветвях высокого каштана.
Страница 54
Школа грамотея
1. Спиши — не ошибись, проговори — не сбейся.
Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звукаобозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у! [а] и одновременно указывают на мягкостьпредшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду.
2. Какими звуками различаются слова первого столбика? А какое различие в других парах слов?
мел — мель суп — зуб
воз вёз сток стог
В первом столбике слова различаются звуками [л], [л], [в], [в]. Слова суп — зуб различаются звуками [с], [з]. Слова сток - стог слова различаются буквами к, г.
Суп - супы, зуб - зубы, стог стога, сток - стоки, воз - возит.
3. Названия каких месяцев оканчиваются на ..рь, ..ль, ..нь? Запиши полученные группы слов
Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь,
февраль, апрель
июнь
4. Вставь в слова сочетания ть, сть.
Мыть, мыться, укрываться, засевать, смеяться.
Съесть, упасть, присесть, прищуриться.
Страница 55
5. Обрати внимание на место сочетаний ж и -ш и , чащ а, ч у -щ у в словах, в соответствии с этим собери слова и запиши их. Поставь знак ударения.
стрижи́
камыши́
ча́й
щу́пальцы
жи́знь
перча́тка
площа́дка
кричу́
оши́бка
отвеча́ть
защища́ть
чу́вствовать
6. В каких словах написание гласных нужно проверять? Есть ли среди данных слов проверочные?
волна – волны, слова – слово, страна – страны, стена – стены, ряд – ряды, гриб – грибы.
7. Выбери нужную букву в каждом слове. Подбери проверочные слова. Запиши по образцу.
стрела – стре́лы, дво́ры – дво́р, письмо́ – пи́сьменный, края́ – кра́й, весна́ – вё́сны, гряда́ – гря́дка, тропа́ – тро́пы, трава́ – тра́вы.
Страница 56
1. Одинаковое ли количество слогов в словах луна, упасть? Запиши слова, разделяя их для переноса. Для какого слова это задание невыполнимо?
лу-на, упасть
2. Рассмотри работу ученика Васи. Правильно ли он перенёс слова? Как их перенесёшь ты?
честь, встре-ча, май-ка, юные
3. Спиши слова из словаря по алфавиту, разделяя их для переноса.
во-ро-бей, за-яц, клоун, мед-ведь, Мос-ква, ро-маш-ка, Рос-сия, скром-ность, упасть, юные, ябло-ко, язык
4. Объясни употребление большой буквы в словах (№ 3)
Название стран, городов с большой буквы.
5. Какие слова нужно вставить в предложения? От чего зависит выбор слова?
В парке гуляла Таня Петрова с шариком в руке. Наша дача расположена недалеко от Орла. Весной широко разлилась Десна.
Страница 57
6. Какие предложения можно построить из слов?
В воздухе разливался аромат трав.
На рассвете в небо взлетели журавли.
7. Прочитай текст. Раздели его на предложения.
У нас живут котята. Они озорные и веселые. Котята любят играть с клубком ниток. Мы их очень любим.
8. Прочитай предложение вслух по-разному: а) задай вопрос; б) дай ответ, сообщи; в) вырази удивление и радость.
Лес еще полон жизни?
Лес уже полон жизни!
Лес? еще полон жизни!
Страница 58
1. Прочитай текст.
В тексте говорится о журавлях.
Заголовок Журавли улетают