ГДЗ по обществознанию 11 класс учебник Боголюбов §4. Рыночные отношения в экономике

Рынок — благо или зло?

Спорный, конечно, вопрос, но скорее благо, чем зло. Характерными чертами этой экономической системы являются: свободный обмен между продавцами и покупателями, частная собственность на экономические ресурсы, материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты принятых решений.

Что делает «невидимая рука» рынка в экономике?

Секрет принципа "невидимой руки" раскрыл шотландский теоретик экономики Адам Смит. Он предположил, что кроме покупателя и продавца на рыке действует третья сторона. Ее никто не видит, именно поэтому, она получила название "невидимая рука".

Что самое важное, продавцы, не видя этой "руки", все равно действуют по ее принципам. Эта модель поведения получила название "свободный рынок". На "невидимой руке" лежит большая ответственность отдать предпочтение продавцу или покупателю.

Если брать примеры из жизни, то можно столкнуться с тем, как один товар хорошо покупается и на него есть спрос. Естественно, что цена высока, но как только на рынке появляется аналогичный товар, но с меньшей стоимостью, конкуренция усиливается.

В итоге, выгодно становится обеим сторонам: покупателю и продавцу. И это опять же доказывает, что принцип" невидимой руки" действует на процессы, происходящие на рынке.

Вопросы и задания к документу

1. Какие положения основного текста параграфа совпадают с идеями документа?

2. Что такое свобода выбора? Что способно его возместить?

Свобода выбора - это возможность выбирать, то есть принимать сознательное решение из имеющегося множества вариантов.

3. В чём состоят гарантии будущего прогресса?

 Заплатив  сегодня  высокую  цену  за свободу  выбора,  мы  создаём  гарантии  завтрашнего  прогресса,  в  том числе  материального,  который  находится  в  прямой  зависимости  от разнообразия,  ибо  никто  не  знает,  какая  линия  развития  может  оказаться  перспективной…

4. От чего зависит материальный прогресс общества?

Материальный, или экономический прогресс. Это такое развитие, в процессе которого удовлетворяются материальные потребности людей. Чтобы добиться такого удовлетворения, необходимо, в свою очередь, развивать науку, технику, повышать уровень жизни людей.

5. Можно ли получать преимущества путём принуждения?

Естественно да, путем принуждения можно достигать практически любых целей, в том числе и иметь преимущество в чем-либо.

6. В каких сферах рыночные отношения показывают наибольшую эффективность? Почему?

Это сфера услуг (салоны красоты, парикмахерские, ателье, химчистки, маленькие магазинчики и так далее). Здесь фирма - производитель услуги. Высокая конкуренция создает высокую эластичность по цене и делает услугу более доступной для населения.  

1. Каковы условия возникновения рынка?

1) общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена.

2) экономическая обособленность производителей. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к эквивалентности.

3) самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

2. Чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной)?

Если под централизованной экономикой подразумеваете плановую, то она отличается от рыночной тем, что регулирование экономики, созданием планов по производству тех или иных товаров, ценообразованием занимается государство, частной собственности как таковой нет.

А рыночной экономикой руководит сам рынок, спрос решает что производить и в каких количествах, так называемый принцип невидимой руки , который был сформулирован шотландским ученым-экономистом Адамом Смитом. Участники рынка удовлетворяют возникший спрос, конкурируя между собой, либо занимая свободные ниши на рынке.

3. Перечислите основные признаки свободного рынка.

Признаки свободного рынка: свободный вход и выход с рынка, конкуренция, установление цен согласно спроса и предложения, отсутствие регулирования со стороны государственных органов.

4. Что такое экономический цикл и каковы его фазы?

Экономический цикл - это чередование естественного подъема и спада экономики, происходящие в течение определенного длительного периода.

Как правило, экономический цикл можно разделить на следующие характерные фазы:

Начало роста.

Это период восстановления экономики после спада. Из-за низких цен начинает расти спрос на товары и услуги, что приводит к росту предложения. Предприятия проводят модернизацию оборудования. Происходит рост инвестиций, занятости населения и заработных плат. Банки охотнее предоставляют кредиты.

Активный рост.

На этом этапе происходит дальнейший рост экономических показателей: объем производства, в том числе создаются новые предприятия, растет количество рабочих мест и зарплаты, спрос на товары и услуги и цены на них.

Рост процентных ставок приводит к увеличению денежной массы и скорости обращения денег. Происходит наращивание объемов инвестирования в различные проекты в связи с наличием свободных средств у предприятий и населения.

Замедление роста и начало спада.

Темпы развития экономики замедляются. Экономические показатели, такие как объемы производства и продаж, занятость и т.д. имеют максимально высокие значения и больше не растут. Спрос на товары и услуги начинает снижаться в связи с ростом цен, к которому привело повышение цен на сырье и материалы. При этом доход потребителей остается постоянным.

Как правило, предприятия продолжают выпускать продукцию в расчете на прежний объем спроса. Это приводит к избытку предложения на рынке, при этом стоимость производства превышает выручку. Это приводит к снижению зарплат, цен на оборудование, росту безработицы, падает стоимость исходных материалов и цена продаж товаров, увеличивается просрочка по частным и корпоративным кредитам. Следовательно, все положительные экономические показатели, а именно доход, объем производства, заработная плата и т.д., начинают падать.

Спад.

На этом этапе экономика характеризуется очень низкими показателями объемов производства, высоким уровнем безработицы. Множество слабых и малых предприятий становятся банкротами или поглощаются более устойчивыми компаниями. Практически отсутствуют инвестиции.

5. Какова структура и инфраструктура рынка?

Структуру рынка определяют его участники. Субъектами могут выступать собственники и производители товаров и услуг, а также владельцы денег. Объектами рыночных отношений могут выступать:

материальные блага;
факторы производства;
ресурсы.

Рыночная инфраструктура состоит из организационных методов и правовых норм, обеспечивающих отношения между субъектами и движение товарно-денежных средств. Она поддерживает нормальное функционирование системы хозяйствования. Основными элементами рыночной инфраструктуры являются:

Биржи (товарные, сырьевые, валютные и фондовые).
Аукционы, ярмарки и другие формы небиржевого посредничества.
Коммерческие и некоммерческие банки, нефинансовые организации.
Структуры, обеспечивающие эмиссию денег.
Система регулирования занятости, биржи труда.
Технологии, обеспечивающие коммуникацию.
Налоговая система и инспекция.
Страхование коммерческого риска.
Торговые палаты, общественные объединения.
Система таможенного регулирования.
Профсоюзы предприятий.
Выставочные комплексы.
Консалтинговые компании.
Зоны свободного предпринимательства.

6. В чём состоят особенности фондового рынка?

Фондовый рынок имеет ряд особенностей:

Полная прозрачность операций фондового рынка. Все операции по ценным бумагам на фондовом рынке можно посмотреть в реальном доступе, узнать, кто и по какой стоимости купил акции, например, или продал. Это необходимо с целью поддержания доверия потенциальных и реальных участников рынка, чем прозрачнее информация по сделкам, тем больше доверие к рынку;
Регулирование фондового рынка государством. Контроль и регулирование всех происходящих внутри фондового рынка операций происходит под надзором Федеральной службой по финансовым рынкам. Это необходимо для того, чтобы клиент рынка в случае возникновения непредвиденной или нестандартной ситуации мог остаться под защитой государства и с помощью данной службы разрешить конфликт. Помимо федеральной службы по финансам фондовый рынок также регулируется Гражданским Кодексом РФ в законе «О рынке ценных бумаг»;
Постоянное развитие фондового рынка. В сложившихся современных условиях экономики, фондовый рынок постоянно растет и развивается. Если обратить на несколько лет назад, то также можно заметить, что не было такого количества операций с ценными бумагами, как сегодня, также сильно выросла сумма активов на рынке. В разрезе состава активов надо заметить и тенденцию иностранного капитала на фондовом рынке, она растет. Иностранные инвесторы активно интересуются операциями по ценным бумагам на российском рынке, следят за ходом меняющихся экономических и политических событий внутри фондового рынка;
Фондовый рынок приносит доход с большей вероятностью, нежели другие рынки. Многие эксперты отмечают, что фондовые рынки – это хороший источник дохода с достаточно минимальными рисками. Большинство также говорят о том, что с ценными бумагами работать куда удобнее и приятнее, чем с реальной валютой или долгосрочными инвестициями;

7. Какую роль в рыночной экономике играет конкуренция?

Конкуренция в условиях рыночной экономики выполняет следующие функции:

регуляторную;
функцию мотивации;
распределительную;
контролирующую.
Регулирование заключается в том, что факторы производства направляются в те отрасли, где в них ощущается наибольшая потребность. Мотивационная функция заключается в том, что для предпринимателя конкуренции является одновременно и риском, и шансом на получение прибыли. Благодаря конкуренции происходит распределение доходов между предприятиями в соответствии с их вкладом в повышение эффективности производства. Благодаря конкуренции осуществляется контроль экономической силы каждого предприятия, а потребитель имеет возможность выбора продавцов, контролируя качество обслуживания и цены.

8. Что такое олигополия?

Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. 

9. Чем характеризуется современный рынок?

Современный рынок характеризуется жесткой конкуренцией среди однотипных товаров и услуг. Поэтому постоянно ведется изучение потребностей потребителей: какие товары пользуются большим спросом, каким образом совершаются покупки, какая реклама эффективная и т.д. Современная реклама на подсознательном уровне влияет на психику человека.

1. Какую эволюцию прошли конкуренция и монополия в странах Запада и какие уроки этих процессов полезно учесть в нашей экономике?

Конкуренция и монополия появились вместе с теорией рынка, и, вероятно, одновременно, потому что конкуренция и монополия существуют в сочетании друг с другом и являются частью рыночной системы. Развитие конкуренции было сопровождено реформами и постепенным отстранением государства от экономического контроля. Государство все меньше участвовало в экономике до тех пор, пока роль государства не сузилась до контроля за монополией. Иными словами, сейчас государство (западное) имеет одну экономическую задачу – не допустить монополии.  

В нашей экономике полезно учесть, что несовпадение интересов является нормальным явлением и сутью конкуренции. Кроме того, наше государство участвует в экономике довольно активно, и де-факто выполняет задачу – допустить монополию и никакой конкуренции. Если мы возьмем в пример Великобританию, то королевство имело (до вхождения в ЕС) самый свободный (нестандартизированный) рынок. Подобная либеральная экономика позволит достигнуть конкурентной здоровой среды в рамках рынка.  

2. А. Смит писал: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах». Объясните, как осуществляется взаимовыгодный обмен в условиях рынка.

Суть в том, что основным двигателем в человеческой деятельности является личный интерес и выгода. Булочник и мясник осуществляют работу не ради блага окружающих людей, а ради личного заработка. Соответственно, основным мотиватором в человеческой деятельности является извлечение прибыли - на чем и основывается рыночная экономика, идеи которой продвигал Адам Смит.

3. Как отражается на потребителях конкуренция товаропроизводителей и монополия в определённой отрасли?

4. Дайте характеристику современных видов конкуренции.

Особенности:

Внимание к маркетингу и рекламе.
Тенденция к sustainability – устойчивости окружающей среды. Значительное количество производителей все больше обращают внимание на экологичность производства, ставя его как ориентир своего производства и как соответствующее преимущество.
Обостренность всемирной рыночной конкуренции и возрастание монополизации большинства рынков. Новым производителям все сложнее стать участниками рыночной среды. И не только предложить свой товар, но и устоять перед большими корпорациями со значительными ресурсами. Конкуренция происходит между крупными транснациональными корпорациями.
Отход от добросовестной конкуренции.

5. На основе содержания параграфа и других источников информации определите, какие меры используются нашим государством для поддержки экономической конкуренции.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: