ГДЗ по литературе 11 класс учебник Зинин, Чалмаев Страница 58-73

Историзм Алексея Николаевича Толстого

Страница 58

1. Тридцатые годы — молодость будущего фронтового поколения. Среди каких песен, кинофильмов, дел вырастали будущие защитники Родины, сокрушившие фашизм? Почему так легко, не будучи развлекательной массовой культурой, пелась песня 1930-х годов?

2. Какие мотивы в лирике 1930-х годов пришли на смену романтике «сабельных походов», мотивам жертвенности? Могла ли эта поэзия существовать без лирической героини, воплощения красоты и верности?

3. Какая тематика преобладала в песенном репертуаре М. Исаковского?

Исаковский в своих песнях акцентировал внимание на женской любви и верности.

4. Что позволяет говорить о возрождении есенинских мотивов в лирике П. Васильева 1930-х годов?

5. В чём состояло счастье жизни Павла Корчагина, героя романа Н.А. Островского «Как закалялась сталь»? Почему нельзя объявлять этого героя аскетом, порабощённым идеей?

6*. Как расстановка сил в образной системе шолоховской «Поднятой целины» отражает ситуацию в деревне периода коллективизации? Какое место среди персонажей занимает дед Щукарь? В каком отношении его речи соотносимы с голосом автора?

7. В чём состояла трагическая сложность позиции Мандельштама в 1930-е годы? Как сочетаются в ней независимость мысли, сбережение «ворованного воздуха» свободы и мучительные поиски контактов с веком, с жизнью? Почему поэт в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…» неожиданно просит судьбу: «Уведи меня в ночь, где течёт Енисей», «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав / Жаркой шубы сибирских степей»?

8*. Как изменилась позиция И.А. Бунина и И.С. Шмелёва в ­1930-е годы? В чём особенности их ностальгического и духовного реализма, их способов создания идеальной России, земли обетованной? С этих позиций сопоставьте «Солнце мёртвых» и «Богомолье» Шмелёва.

9. В чём отличие мечтаний политиканов эмиграции о «реставрации» от надежд идеалистов на «возрождение»?

10. В чём проявился трагический смысл поэзии «парижской ноты»? Почему поколение молодых поэтов 1930-х годов, собиравшихся в парижских кафе, называют ещё «незамеченным поколением»?

11. Осуществилась ли мечта поэтов эмиграции «в Россию вернуться стихами»?

12. Какую роль играют в изобразительной системе А.Н. Толстого жест, глаголы действия, движения?

13. Как царственное и «антицарственное» начала в облике Петра-строителя дополняют друг друга, помогают создать образ «вечного работника на троне»?

14. Почему вся Немецкая слобода, уютная Голландия, Лефорт — лишь временный этап на пути Петра к России, к её всё время открываемому им духовно-нравственному богатству?

15. Какие грани личности Петра находят своё отражение в лице сподвижников царя (Меншиков, Ромодановский, Иван Бровкин)?

16. Какова логика трёхчастной композиции романа? Обратите внимание на начало и конец каждой части: какую смысловую нагрузку несут на себе эти части повествования?

17. В чём проявилось новаторство А.Н. Толстого в области языка исторической прозы? Приведите примеры архаизмов, историзмов, пословиц и поговорок, элементов просторечия, варваризмов и т.п. в речи Петра. Как они характеризуют внутренний облик царя-реформатора?