ГДЗ по истории 11 класс учебник Загладин § 9. Марксизм, ревизионизм и социал-демократия. Р

1. Почему произошёл раскол в социал-демократическом движении?

Причины раскола социал-демократии: Сближение ревизионистов с буржуазными партиями (либералами); Глубокие расхождения в толковании марксизма; Разногласия о необходимости ведения войны; Революция в России приход большевиков к власти.

2. Какие разногласия между социал-демократическими партиями возникли с началом Первой мировой войны?

Острые разногласия возникли с началом Первой мировой войны. Национальные социалистические и социал-демократические партии, представленные в парламентах поддержали свои правительства, проголосовали за выделение дополнительных средств на военные расходы. Это привело к разрушению международных связей социал-демократии и распаду II Интернационала (существовал с 1889 г.). Лишь левые радикальные социал-демократы выступили против войны.

3. Когда и для каких целей был создан Коминтерн?

Сто лет назад, в марте 1919 года, в Москве по инициативе партии большевиков был учрежден Коминтерн. Невиданная прежде в истории организация, целью которой объявлена борьба за пролетарскую революцию и установление советской власти в мировом масштабе. Создателей Коминтерна трудно назвать прожектерами — это были люди реального дела, не боящиеся издержек, презирающие «условности», заточенные на результат.

4. В чём сущность конфликта периода 1920-х гг. между коммунистами и социал-демократами?

Это время - период масштабных революционных выступлений в Ирландии, Германии, Италии, Польше и т.д. Не самое последнее место в этих выступлениях занимали коммунисты. Они выступали за жесткие и решительные меры, за вооруженные восстания в городах по примеру Венгрии, Баварии, Эльзаса и Словакии, в то время как социал-демократы призывали к мирному переходу к социализму посредством парламентаризма, реформ и внутренних преобразований. Разница в методах и послужила основой для конфликта.

Охарактеризуйте отношение В.И. Ленина к ревизионизму и реформизму.

Как К. Каутский объяснял своё неприятие революции в России? Согласны ли вы с его аргументацией? Почему К. Каутский называл послереволюционную Россию «социализмом казармы»? Чего опасался автор?

Что Коминтерн подразумевал под «прямыми действиями»? Какие задачи он ставил перед профсоюзами?

Почему, по мнению Й. Шумпетера, социалисты в странах Запада вынуждены были отказаться от революционных целей? Согласны ли вы с его аргументами?

1. Объясните, в чём состояли расхождения между революционной и реформистской фракциями социал-демократии. Заполните таблицу «Фракции социал-демократии».

Отношение к:          Социал-реформисты (ревизионисты)   Левые социал-демократы (коммунисты)

Реформам                

Империализму                  

Участию в правительстве                      

Первой мировой войне                

Событиям 1917 г. в России                     

2. Почему разрыв между революционной и реформистской фракциями в партиях II Интернационала произошёл только после завершения мировой войны?

Первые годы XX в. были переломными в истории международного рабочего движения. Рождались новые формы борьбы пролетариата. В рабочем движении всех стран значительно усилилась революционная тенденция.
В общем и целом,- писал В. И. Ленин в 1908 г.,- мы видим ясно громадный шаг вперед международного социализма, сплочение миллионных армий пролетариата в целом ряде конкретных столкновений с врагом, приближение решительной борьбы с буржуазией - борьбы, во много раз более подготовленной со стороны рабочего класса, чем во времена Коммуны, этого последнего великого восстания пролетариев»

3. Какими были идейные установки Коминтерна? Каковы были цели этой организации? Что позволило левым группам социал-демократии приобрести значительное политическое влияние?

Коммунистический интернационал создавался в противовес реформистскому социнтерну, как опора революционного интернационалистского социализма. Цель коминтерна состояла в налаживание связей между коммунистическими организациями, пропаганде и распространении социалистических идей, и помощь революционным движениям. Революционные социалистам удалось нарастить влияние за счёт падение популярности социал-демократов (из-за их нерешительной позиции во время Мировой Войны), а также из-за победы социалистической революции в России.

4. Почему в 1920-е гг. отношения между коммунистами и социал-демократами ухудшались?

Это время - период масштабных революционных выступлений в Ирландии, Германии, Италии, Польше и т.д. Не самое последнее место в этих выступлениях занимали коммунисты. Они выступали за жесткие и решительные меры, за вооруженные восстания в городах по примеру Венгрии, Баварии, Эльзаса и Словакии, в то время как социал-демократы призывали к мирному переходу к социализму посредством парламентаризма, реформ и внутренних преобразований. Разница в методах и послужила основой для конфликта.

1. Прочитайте фрагмент из работы Э. Бернштейна «Возможен ли научный социализм?» (1901):

«Теперь не может быть речи о принуждении веры или совести. Дело идёт только о признании решений партии обязательными для её членов в их политическом поведении и о содействии осуществлению основных требований и принципов — это два условия, без которых невозможно продолжительное существование сильной партии. <...> В такой мере следует признать за каждой партией право на известную нетерпимость. Но именно потому, что я выступаю защитником этого права, я считаю необходимым точное разграничение сфер партии и науки».

Согласны ли вы с мнением автора? В чём, на ваш взгляд, он ошибается? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов.

2. Самостоятельно найдите в Интернете или печатных изданиях материалы о теоретиках и активных деятелей социал-демократии и, выбрав одного из них, подготовьте компьютерную презентацию.

При подготовке презентации обратите внимание на следующее: даты жизни выбранного вами персонажа; окружающие его политическая, повседневная жизнь и действительность; состояние общественной мысли в период его активного творчества; основные труды.

3. Вспомните, каковы основные положения марксизма. 

во-первых, экономическая система выступает как способ производства – единства двух составляющих: производительных сил и соответствующих им производственных отношений.
совокупность производственных отношений образует базис общества. 
Также у базиса есть надстройка (в виде политических, религиозных, юридических и т.п. отношений.)
Богатство общество создается трудом наемных рабочих.
Прибыль капиталистов обуславливается неоплаченным трудом рабочего класса.
Развитие капитализма исчерпает его ресурсы и обострит классовую борьбу.
Классовая борьба закончится победой социалистической революции в промышленно развитых странах и установит диктатуру пролетариата.
На основе диктатуры пролетариата будет построено коммунистическое общество.
стремление к насильственной, революционной смене государственного строя.

Какие течения выделились в социал-демократическом движении?

Во-первых, появилось радикальное или революционное крыло, которое пропагандировало насильственные формы борьбы. И с развитием легальных средств политического давления на правительства или участие в правительствах участились идеи о том, что марксизм должен быть реформирован.

Например, в России во второй половине 90 годов 19 века выделились «легальные марксисты», «экономисты» и ортодоксальные марксисты. «Легальные марксисты» в лицах Бердяева, Булгакова, Струве принимали экономическую теорию марксизма, не соглашались с политическими и философскими положениями о роли революции, сущности государства, неизбежности социалистической революции, а в начале 20 века многие из них начали отрицать марксизм и стали идеологами русского идеализма. «Экономистами» были Кускова и Прокопович. Они выступали за приоритет экономической агитации, за реформы. Затем они перешли к поддержке либералов.

Также был создан «союз русских социал-демократов», которые были намерены объединить отдельные социал-демократические организации в партию.

Чем объясняется возникновение реформизма и ревизионизма? Подготовьте краткое устное сообщение.

Реформизм и ревизионизм стоит связывать с новой стадией капитализма - империализмом. Это время острых социальных конфликтов, интенсивной дифференциации пролетариата, поляризации  различных направлений внутри рабочего класса.

Также в это время формировались предпосылки и основы социально-экономических процессов, которые приобрели доминирующий характер. Существовала тенденция к стабилизации системы капиталистических общественных отношений, к интегрированию пролетариата в буржуазное общество.

4. Самостоятельно составьте сравнительную таблицу: III Коммунистический интернационал, Социалистический рабочий интернационал и Красный интернационал профсоюзов, опираясь на материалы учебника и дополнительные источники. В таблице необходимо отразить следующие положения: а) дата создания; б) инициаторы создания; в) условия для вступления; г) основные задачи, стоящие перед деятельностью Интернационала.

Сделайте вывод о том, какие принципиальные различия были между этими тремя интернационалами. Подготовьте развёрнутый письменный ответ в форме доклада.

5. Обратившись к различным словарям, энциклопедиям и справочникам, найдите разъяснения понятий «капитализм» и «империализм», проанализируйте и сопоставьте их. Подготовьте краткое устное сообщение о том, как связаны между собой эти понятия и чем они отличаются друг от друга.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: