ГДЗ по истории 11 класс учебник Улунян, Сергеев § 5—6. Социально-экономические процессы в

Почему рыночная экономика развивается нестабильно, циклически?

Цикличность в экономическом развитии имеет свою специфику. Она заключается в том, что существует несколько типов циклов (волн) которые, практически, трудно выделить из-за множественности показателей, которыми они характеризуются. Вообще цикличность развития народного хозяйства каждой страны характеризуется совокупностью многих экономических показателей (ВНП, НД, объем промышленного производства, заработная плата в ее реальном значении, размер золотого запаса, добыча полезных ископаемых, уровень прибыли на капитал и др.)

Какие международные экономические кризисы в XIX — начале XX в. вам известны? Каковы их экономические и социально-политические последствия?

Первый мировой экономический кризис произошёл в 1857 г. Это был самый глубокий из всех имевших место до него кризисов. Он охватил все страны Европы, а также страны Северной и Южной Америки. За полтора года кризиса в Великобритании объём производства в текстильной промышленности сократился на 21% , в судостроении — на 26% . Выплавка чугуна во Франции уменьшилась на 13%, в США — на 20%, в Германии — на 25%. Потребление хлопка сократилось во Франции на 13%, в Великобритании — на 23%, в США — на 27%. Большие кризисные потрясения пережила Россия. Выплавка чугуна в России уменьшилась на 17%, выпуск х\б тканей — на 14%, шерстяных тканей — на 11%.

Следующий экономический кризис разразился в 1866 г. и в наиболее острой форме затронул Великобританию. Кризис 1866 г. имел особую специфику. Гражданская война в США (1861 — 1865 гг.) вызвала в Великобритании накануне этого кризиса сильнейший хлопковый голод и потрясение на рынке текстиля. В 1862 г., но свидетельству Маркса, в Великобритании бездействовало 58% всех ткацких станков и более 60% веретён. Разорилось большое число мелких фабрикантов. По мнению Маркса, хлопковый голод воспрепятствовал тогда наступлению экономическому кризису и привёл к тому, что кризис 1866 г. имел преимущественно финансовый характер, поскольку спекуляции на хлопке вызвали большой перелив капиталов на денежном рынке.

Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 г. По своей продолжительности он превзошёл все предыдущие экономические кризисы. Начавшись в Австрии и Германии, он распространился на большинство европейских стран и США, и завершился в 1878 г. в Великобритании. Экономический кризис 1873—78 гг. положил начало переходу к монополистическому капитализму.

1. Систематизируйте информацию параграфа в таблице «Великая депрессия 1929—1933 гг.».

"Великой депрессией" в 1929-1933 годах называли глобальных кризис, затронувший все капиталистические державы. В него оказались втянуты все государства, сотрудничавшие с США и европейскими государствами. Причинами кризиса являются следующие факторы: перепроизводство в промышленно развитых государствах, недостаток покупательской способности у потребителей. Роль США заключалась в очаге кризиса. В этот период в стране активно разрабатывались новые способы решения кризиса. После него снизился уровень жизни, сократилось производство, многие разорились.

2. Какие понятия и термины параграфа вы будете использовать для характеристики: а) экономических последствий Великой депрессии; б) политических последствий Великой депрессии?

3. Какие пути выхода из кризиса были предложены экономистами и политиками? Какие из них были реализованы в ведущих государствах и в какой форме?

4. Разделитесь на группы. Проанализируйте развитие одного из государств (Великобритания, Франция, США, Италия, Германия) по плану: а) послевоенные проблемы; б) экономическое развитие; в) особенности политического развития — и подготовьте выступление «Сильные и слабые стороны в развитии государства в 1920е гг.»

1. Дайте оценку мирового экономического кризиса 1929—1933 гг.: а) с позиций экономиста; б) с позиций политолога.

Развитие экономического кризиса 1929-1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название “фиаско рынка”.

2. Напишите эссе на тему «Мировой экономический кризис и приход нацистов к власти в Германии».

Экономический кризис 1929–1933 гг. наиболее разрушительное воздействие оказал на Германию. Не оправившаяся полностью от последствий мировой войны и революционных потрясений, отягощенная грузом репараций, немецкая экономика не имела серьезных резервов для сопротивления напору мощнейшего кризиса. Масштабы его были огромны. В стране насчитывалось 7,5 млн безработных. Катастрофически упала заработная плата работающих. Обанкротилось более 30 тыс. мелких и средних предприятий. Серьезно пострадали даже крупные корпорации.

Когда разразился кризис, у власти находилось правительство во главе с лидером СДПГ Г. Мюллером. Но в марте 1930 г. правительство ушло в отставку. Новое правительство возглавил Г. Брюнинг. Его кабинет не имел большинства в рейхстаге и осуществлял управление государством с помощью чрезвычайных мер. Законодательные функции парламента были сведены почти на нет.

Правительство Брюнинга стремилось переложить последствия кризиса на плечи рядовых немцев. Принятая летом 1930 г. чрезвычайная программа борьбы с кризисом существенно сокращала возможности социальной сферы. Это не способствовало росту популярности правительства и в целом демократических институтов в глазах избирателей. В этих условиях стала активно наращивать политический успех национал-социалистическая немецкая рабочая партия (НСДАП) или нацистская партия. Она возникла еще в 1919 г. У истоков ее стояли А. Гитлер, Р. Гесс, Г. Штрассер и др. Она была немногочисленной, но на выборах 1930 г. за нее проголосовали 6,5 млн немцев, и она стала второй по численности партией в рейхстаге.

Жестко централизованная, со строгой внутрипартийной дисциплиной, построенная по принципу вождизма (фюрерства), эта организация превратилась за короткий срок в мощную силу, способную сокрушать своих противников. Но не только это объясняло успех нацистов. Гитлер предложил программу развития общества, в которой присутствовали мотивы, привлекательные для самых различных социальных сил.

В центре мировоззрения нацистов было несколько идей. Они исходили из того, что мир разделяется не по классовому, а по национальному признаку. Нация является той единицей, из совокупности которых формируется мировое сообщество. Нации не равноценны: есть высшие, а есть и низшие. Немцев нацисты относили к числу высших наций, и именно им потому уготована историческая миссия – создать «новый мировой порядок».

Для реализации этой установки необходимо было пересмотреть итоги войны, уничтожить Версальскую систему. Это могла сделать только сильная, монолитная Германия, направляемая к «великим свершениям» волей фюрера. Эти общие идеи конкретизировались применительно к запросам каждой социальной группы немецкого общества, и в целом получалась привлекательная для широких слоев населения, измученного кризисом, политическая программа действий.

Правящая элита Германии стала постепенно поддерживать нацистов как единственную силу, способную предотвратить революцию, экономический крах и обеспечить возрождение «великой Германии».

Веймарская республика все меньше нужна была правящей элите страны. В этой среде интенсивно обсуждались планы передачи власти Гитлеру.

Решающий шаг в этом направлении был сделан 30 января 1933 г., когда президент страны П. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. На 5 марта 1933 г. были назначены новые выборы. Полной уверенности в решающем политическом успехе нацисты пока не имели. Тогда они пошли на провокацию, организовав 27 февраля 1933 г. поджог здания рейхстага.

24 марта 1933 г. рейхстаг наделил Гитлера чрезвычайными полномочиями. К лету были распущены или самоликвидировались все нефашистские организации и партии. Органы нацистской партии стали выполнять государственные функции. После смерти Гинденбурга 2 августа 1934 г. Гитлер стал одновременно выполнять обязанности рейхпрезидента и рейхканцлера, а чуть позднее провозглашен пожизненным канцлером и фюрером немецкого народа. В Германии сложилось новое государство – тотально контролируемый нацистами Третий рейх.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: