1. Какие главные изменения произошли в стране в годы перестройки?
В годы перестройки произошли значительные изменения в экономике, политике и обществе в целом. Была проведена реформа экономики, переход от плановой к рыночной системе, а также изменения в политической системе, такие как увеличение демократии и свободы слова. Также произошло развитие гражданского общества и появилось новое поколение предпринимателей и политических лидеров.
2. Каких ведущих политических деятелей эпохи перестройки вы знаете?
Некоторые из ведущих политических деятелей эпохи перестройки в СССР: Михаил Горбачёв, Борис Ельцин, Анатолий Собчак, Андрей Сахаров, Александр Лебедь, Александр Руцкой и другие.
1*. Сопоставьте различные мнения о причинах и результатах перестройки. Обоснуйте свою точку зрения: какие факторы повлияли на развитие процесса радикального реформирования общества?
Различные мнения о причинах и результатах перестройки связаны с разными точками зрения на исторический контекст и политическую обстановку в то время. Некоторые считают, что Горбачёв начал перестройку, чтобы исправить экономические и политические проблемы в СССР, другие считают, что это была попытка сохранить существующую политическую систему. Результаты перестройки также вызывают разные мнения: некоторые считают, что перестройка привела к экономическому кризису и распаду СССР, другие видят в перестройке начало демократизации и развития гражданского общества.
2. Систематизируйте информацию по проблеме «СССР в годы перестройки». Начните заполнение таблицы:
3. Нарисуйте схему или подготовьте компьютерную презентацию на тему: «Осуществление государственной власти в стране в результате политической реформы 1989 г.».
Схема осуществления государственной власти в результате политической реформы 1989 г. может включать следующие элементы: новую конституцию, создание новых институтов власти (президент, парламент), переход от однопартийной системы к многопартийной, изменения в законодательстве, свободу слова и демократию.
4. Поработайте в группах. Обсудите вопросы: какие события времён перестройки можно считать самыми важными для дальнейшего развития нашей страны? Какие события того времени можно назвать наиболее трагическими (постарайтесь выбирать не более двух-трёх событий)? Обсудите в классе результаты своей работы.
5*. Проведите интервью с современниками перестройки. Проанализируйте их мнение о положительных и отрицательных сторонах этого процесса. На основании материала учебника и полученной информации напишите эссе «Перестройка: факты и мнения».
6. Охарактеризуйте значение перестройки в истории.
7*. Систематизируйте материал учебника и дополнительных источников информации и подготовьте сообщение на тему: «Как изменялись взаимоотношения государства и церкви на разных этапах истории СССР*.
8*. Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, подготовьтесь к дискуссии на тему: «Советская политическая система: возможно ли реформирование?».
9*. Используя дополнительные источники, составьте политический портрет первого Президента СССР М.С. Горбачёва и обсудите его в классе.