ГДЗ по биологии 11 класс учебник Пасечник, Каменский, Рубцов § 1. Организменный уровень: о

Вспомните:

1. Что такое размножение?

Это процесс, при котором живые организмы создают новые организмы, подобные им.

2. Как размножаются бактерии, грибы, растения и животные?

Выделяют следующие способы размножения бактерий:

бинарное деление бактерий. В результате бинарного деления (на две части), которое осуществляется симметрично относительно поперечной и продольной осей, происходит образование одинаковых дочерних клеток;

почкование. Это вариант бинарного деления. На одном из полюсов образуется почка, которая растет и отделяется, когда ее размер становится таким же, как у материнской клетки. Что касается симметрии, то соблюдается только относительно продольной оси;

множественное деление. Оно заключается в том, что с клеткой происходят быстрые последовательные бинарные деления внутри фибриллярного слоя материнской клетки. Благодаря этому образуются баеоциты — мелкие клетки в количестве от 4 до 1000. Когда клеточная стенка материнского организма разрывается, то баеоциты выходит наружу;

Грибы могут размножаться как половым, так и бесполым путем.

В процессе полового размножения гифы двух грибов сливаются, в результате образуется новое плодоносящее тело (то, которое находится над землей, и которое мы все обычно и называем грибом).

При бесполом способе размножение происходит либо с помощью споры, либо с помощью фрагментации мицелия (почкование). Фрагментация мицелия происходит следующим образом: мицелий разделяется на крошечные кусочки, и каждый отдельный компонент превращается в отдельный мицелий.

Животные размножаются половым и бесполым способами.

3. Какой процесс лежит в основе размножения у организмов, имеющих клеточное строение?

Процесс деления клеток.

4. Чем половые клетки отличаются от соматических?

Различия соматических и половых клеток:

Сперматозоиды и яйцеклетки имеют не диплоидный набор хромосом, как это свойственно соматическим клеткам, а гаплоидный, т. е. в два раза уменьшенное число хромосом. Например, соматические клетки пчелы имеют 32 хромосомы (2n), а сформированные половые клетки — 16 (n).
У половых клеток резко измененное по сравнению с соматическими ядерно-плазменное отношение.
Размеры клеток.
Приспособленность к движению (сперматозоиды) и запасу питательных веществ для зародыша (яйцеклетка).
Стадии формирования (сперматогенез и овогенез),
Почти полное отсутствие цитоплазмы у гамет, компактная укладка генетического материала в ядре, наличие акросомы (видоизменённый аппарат Гольджи), большое количество митохондрий, шейка и хвост (наибольшая разница — в строении сперматозоидов, т.к. они выполняют функцию с выходом во внешнюю среду).

 

Подумайте:

1. Почему бесполое размножение, требующее меньших временных и энергетических затрат, не смогло вытеснить половое в процессе эволюции?

В процессе эволюции половое размножение дополнило бесполое размножение потому, что при половом размножении достигается биологическое разнообразие, которое способствует адаптации к меняющимся условиям среды и защите от появляющихся вредных изменений в геноме популяций.

2. Какие направления биологической науки занимаются изучением процессов размножения и развития организмов?

Эмбриология,  генетика, биология индивидуального развития, в некотором смысле анатомия.

Тренируемся

1. Какие виды размножения вам известны? Приведите примеры организмов, использующих разные формы размножения.

Деление — способ бесполого размножения, характерный для одноклеточных организмов, при котором материнская особь делится на две или большее количество дочерних клеток. Можно выделить: а) простое бинарное деление (прокариоты), б) митотическое бинарное деление (простейшие, одноклеточные водоросли), в) множественное деление, или шизогонию (малярийный плазмодий, трипаносомы). Во время деления парамеции микронуклеус делится митозом, макронуклеус — амитозом. Во время шизогонии сперва многократно митозом делится ядро, затем каждое из дочерних ядер окружается цитоплазмой, и формируются несколько самостоятельных организмов.

Почкование — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются в виде выростов на теле родительской особи. Дочерние особи могут отделяться от материнской и переходить к самостоятельному образу жизни (гидра, дрожжи), могут остаться прикрепленными к ней, образуя в этом случае колонии (коралловые полипы).

Фрагментация  — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается материнская особь (кольчатые черви, морские звезды, спирогира, элодея). В основе фрагментации лежит способность организмов к регенерации.

Полиэмбриония — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из фрагментов (частей), на которые распадается эмбрион (монозиготные близнецы).

Вегетативное размножение — способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются или из частей вегетативного тела материнской особи, или из особых структур (корневище, клубень и др.), специально предназначенных для этой формы размножения. Вегетативное размножение характерно для многих групп растений, используется в садоводстве, огородничестве, селекции растений (искусственное вегетативное размножение).

2. В чём особенность и биологический смысл гермафродитизма? Можно ли считать этот способ размножения успешным? Почему у млекопитающих гермафродиты встречаются крайне редко?

3. Приведите примеры растений, способных размножаться вегетативно: луковицами, корневищем, клубнем, черенком стебля.

4. Высшие растения используют споры для бесполого размножения. А для чего необходимы споры бактериям?

Когда условия для жизни бактерий в местах их обитания по тем или иным причинам ухудшаются (становится слишком холодно или сухо либо расходуются все питательные вещества), некоторые бактерии переходят в особую форму существования. В состоянии покоя споры бактерии не дышат и не питаются, но при этом могут оставаться жизнеспособными сотни лет. При попадании таких спор в условия, благоприятные для жизни бактерий, они снова становятся обычными клеткам.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: