Вспомните:
1. Какие среды жизни вам известны?
суша, вода, воздух, почва.
2. Какие экологические факторы вы знаете?
свет, температура, влажность, атмосферное давление, химический состав среды, наличие других организмов.
Подумайте:
Приведите примеры адаптации (приспособленности) у животных и растений, живущих в сходных условиях.
Например, кустарник гречишника имеет колючки для защиты от животных-плотоядных, а жабы имеют липкую слизь на коже, которая помогает им ловить добычу и защищаться от хищников.
Тренируемся
1. Какие среды обитания организмов вам известны? Докажите, что среда обитания оказывает влияние на строение и жизнедеятельность организма.
К средам обитания организмов относятся суша, вода, воздух. Например, морские животные имеют длинные и гладкие формы тела для лучшего плавания в воде, а деревья в засушливых районах имеют глубокую корневую систему для доступа к воде. При этом особенности строения организма напрямую влияют на его жизнедеятельность в данной среде.
2. Что такое экологические факторы? Какие группы экологических факторов вам известны?
Экологические факторы - это внешние условия, которые влияют на жизнедеятельность организмов. К группам экологических факторов относятся: абиотические (физические и химические) и биотические (действие других организмов).
3. Что такое толерантность? Что характеризует кривая толерантности?
Толерантность - это способность организма выживать при неблагоприятных условиях среды. Кривая толерантности отражает зависимость выживаемости организма от уровня какого-то экологического фактора (например, температуры).
4. В чём суть закона минимума и к каким последствиям может привести пренебрежение его требованиями в сельском хозяйстве?
5. Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?