ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Котова §2. Культура и духовный мир человека

ВСПОМНИТЕ:

Какие потребности человека относят к духовным? Почему?

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека, стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том, что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего существования.

Каковы основные признаки массовой, элитарной и народной культур?

Черты элитарной культуры: продукты культуры направлены на узкий круг лиц.
Черты массовой культуры: она находит отклик в каждом члене общества, независимо от возраста, религии, воспитания, моральных ценностей и соц. положения.
Черты народной культуры: в основном, она направлена лишь на конкретную народность. на конкретную нацию, конкретный народ.

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Изучаем представления людей о культуре и её разновидностях.

«ПОМОЩНИК»:

Опросите 4—5 своих близких и знакомых по следующим вопросам:

Что такое культура?

— Какие произведения народной культуры вы знаете?

—Считаете ли вы массовую культуру низкой? Почему?

—Стремитесь ли вы понять произведения элитарной культуры? Проанализируйте ответы. Сделайте выводы

о сходстве и различиях в позициях разных людей.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Каковы сущностные признаки понятия «культура»? Что такое субкультура и контркультура?

1) культура как качество человека, отличающее его от животных;

2) культура как обозначение уникального культурного организма, который заметно отличается от других (ср.: «европейская культура», «восточная культура», «русская культура», «культура такого-то племени»);

3) культура как признак развитого человеческого общества – в противоположность отсутствию культуры в примитивных (простых) обществах;

4) культура как совокупность правил поведения человека в обществе (синоним слова «этикет»);

5) культура как синоним слова «искусство»;

6) культура как обозначение правил и достижений, имеющих отношение к определенной сфере человеческого существования («культура речи», «по­литическая культура», «культура бизнеса» и т.д.).

Субкультура - это культура какой-либо социальной группы, характеризующаяся совокупностью своих специфичных норм и ценностей, образцов поведения и особым мировоззрением, идеологией и кругом интересов.

Контркультура - оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

Какой смысл вкладывают в понятие «диалог культур»?

Диалог культур – это совокупность непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также их результатов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений.

Какой смысл вкладывают в понятие «духовный мир» человека? Что такое общественное сознание?

Духовный мир человека - это, чем живет его душа. Можно голодать и мерзнуть, но жить, подпитывая свой дух целью, идеей, жгучим желанием выжить и выполнить то, что наметил.

Духовный мир отделяет нас от приматов невидимой, но действенной преградой. Мы не только чувствуем, но и переживаем, строим планы, мечтаем, наслаждаемся чтением, музыкой, красивыми картинами и пейзажами за окнами авто.

Духовный мир - это потребность, такая же сильная, как жажда и голод, жить и видеть каждый день дорогих тебе людей. разговаривать с ними, делать их счастливее, улучшать жизнь вокруг себя и жизнь других, любимых тобою людей.

Духовно развитый человек четко различает добро и зло, несправедливость, черствость, жестокость и всячески с этим порется и противостоит. У таких людей очень болезненная совесть и ярко выраженная жалость ко всему живому.

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия.

Назовите и охарактеризуйте уровни общественного сознания.

Структура общественного сознания включает в себя два уровня:

1) социальная психология, т.е. обыденное массовое сознание, формирующееся эмпирическим путем в процессе повседневной житейской практики. Это во многом стихийное, спонтанное отражение людьми всего потока социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и обнаружения их глубинной сущности.

2) научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов. На этом уровне социальная действительность отражается концептуально, в виде теорий, что связано с активным, деятельным мышлением, с оперированием понятиями. Теоретическое сознание есть осмысление явлений общественной жизни путем обнаружения их сущности и объективных закономерностей их развития. В качестве субъектов теоретического сознания выступают далеко не все люди, а только ученые, специалисты, теоретики в разных областях знаний. 

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — это наши принципы, установки, представления о мире.

Какие виды мировоззрения выделяют учёные? Кратко охарактеризуйте каждый из них.

Выделяют следующие типы мировоззрения:

1.Обыденное, которое обладает следующими характерными чертами:

формируется в процессе личной практики человека;
складывается на основе жизненного опыта, порой стихийно;
довольно широко распространено.
2.Научное мировоззрение, характеризующееся следующими чертами:

опирается на достижение науки;
обобщает итоги человеческого познания;
тесно связано с практической деятельностью людей.
3.Религиозное мировоззрение, которое характеризуется следующими чертами:

недостаточное внимание к достижениям науки;
нацеливает на совершение нравственных поступков;
дает веру в возможность достижения поставленных целей;
тесная связь с мировым культурным наследием.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: