ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Гринберг, Королева § 6. Сущность духовной культуры

Вспомните, что вы изучаете на уроках истории в разделах о культуре. Можете ли вы назвать себя культурным человеком? Свой ответ объясните.

Как соотносятся понятия «общество», «природа» и «культура»?

Природа, общество, культура - составляющие бытия человека, а их взаимоотношение в процессах человеческой деятельности определяет в каждую историческую эпоху ее фундаментальные проблемы.

На ранних ступенях культуры ее воздействие на природу было незначительным, ее "присутствие" в природе - едва заметным. Первые виды производственной деятельности - собирательство, охота, рыболовство - являлись присвоением продуктов природы и воспроизводили аналогичную деятельность животных. Культура проявлялась лишь в производстве и использовании орудий, в зачатках социальной организации. "Окультуривание" природы по-настоящему началось с неолитической революции - с появлением земледелия, оседлого образа жизни, начал общественного разделения труда. И оно резко возросло с возникновением цивилизации с ее городами, каналами, дорогами, использованием металла, ускорившимся ростом населения, концентрацией масс людей, их перемещением. Цивилизация разрушает девственную природу, поскольку человек, приспосабливая окружающую среду к своим потребностям, большей частью не считается с тем, что нарушает связи природы и затрудняет или подрывает ее естественное воспроизводство и саморегуляцию. С ростом культуры эта антропогенная нагрузка на природу постепенно возрастала.

Выделите духовные и материальные компоненты в процессе создания художником живописного полотна.

Посмотрите вокруг себя и определите в нескольких объектах их материальную и духовную составляющие.

1. Объясните, в чём состоит трудность понимания и определения культуры.

Проблема определения культуры напрямую связана с центральным вопросом философской антропологии, отражающемся в зеркале любого социально-гуманитарного знания, в том числе проецируясь в культурной антропологии/культурологии: являясь многомерным фактором человеческого бытия, культура отражает природу и сущность человека в многообразии его культурных проявлений.

2. Какую из функций культуры иначе называют потребительской и почему?

Одна из ключевых функций культуры - релаксационная. Её иначе называют потребительской.  

Она влияет на эмоциональный фон человека, на его физическое состояние. В самом обращении человека к объекту культуры кроется стремление ощутить какой-либо эффект, связанный с центрами удовольствия в мозге. Созерцая какое-либо произведение, человек может испытывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Но любая из них будет эффективно разгружать его личный эмоциональный баланс, тем самым расслабляя сознание и нервную систему.  

Таким образом, можно говорить о релаксационном эффекте культуры. И так как процесс релаксации является довольно привлекательным для всех без исключения людей - человечество стремится к постоянному эмоциональному потреблению результатов культурной деятельности. Основываясь на этом, самом значимом для потребителя процессе, можно называть данную функцию потребительской. Она является главной для тех, на кого направлено действие культуры.

3. Попробуйте объяснить, в чём причины любви к острой пище у южан, строительства домов с тонкими стенами в Японии, популярности собирания лесных даров в России. Какую функцию культуры иллюстрируют эти примеры?

В южных странах возможно острые специи использовали вместо консервантов (там рос перец, например), ведь холодильников для хранения не было.

Возможно, в Японии землетрясения часты, поэтому стены тонкие, чтобы при разрушении меньше людей погибло.

В России собирают в лесу, потому что Россия изначально лежала в лесу и люди использовали любую возможность собрать еду в нём, чтобы заготовить на зиму.

4. Почему Интернет называют Всемирной паутиной? Какую функцию культуры это иллюстрирует?

Название "Всемирная паутина" происходит по аналогии с паутиной паука. Если посмотреть на схеме линии связей между серверами, то они действительно напоминают паутину.

Интернет как всемирная паутина иллюстрирует коммуникативную и связанную с ней интегрирующую функцию культуры. 

5. Согласны ли вы с противопоставлением «культура — антикультура»? Какое значение имеет такое противопоставление?

Я полностью согласна с противопоставлением, ведь именно в этом заключается связь этих понятий. С помощью приема антитезы человек определяет для себя позицию, которая ему наиболее близка, и применяет эти идеи к себе. Можно сказать, в данной ситуации существуют условные "хорошие" и "плохие", определяемые выбранной позицией. Это довольно примитивный прием, позволяющий как-то систематизировать общество, внести ясность.
 Во-первых, снова обратимся к самим понятиям. Из определения следует, что понятие антикультуры появилось благодаря противопоставлению своих идей идеям основной общественной массы. Таким образом, это противопоставление и есть основа всего суждения.

Во-вторых, как уже мною сказано, четкое разграничение позиций помогает обычному человеку ориентироваться в многообразии мнений. При детальном рассмотрении все оказывается не так просто, но для "непосвященного" четкость и конкретность значит очень много.
 В-третьих, данное противопоставление помогает обозначить общепринятое понимание аспекта культуры, дать людям представление о норме культуры. Принятая, доминирующая форма культуры является иллюстрацией моральных устоев государства и мира в целом, своеобразным образцом для человека.

6. По результатам опроса общественного мнения, проведённого Левада-Центром, россияне перестают воспринимать телевидение как источник информации. Как вы думаете, с чем это связано?

7. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Какую функцию культуры иллюстрирует данный текст?

В чём состоят две стороны этой функции?

9. Прочитайте текст о проблеме соотношения телесного и духовного в человеке и ответьте на вопросы.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: