ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Гринберг, Королева § 5. Многообразие познания мира

Из курса обществознания основной школы вспомните, что такое познание. Какие вы знаете уровни и виды познания?

Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

У познания есть два уровня: чувственный и рациональный.

Виды познания:

Научное

Ненаучное

Социальное

Самопознание

 Увлекает ли вас процесс познания чего-либо? Какие методы познания вы чаще всего используете?

Нравится наблюдать за животными.

Сделайте умозаключение из двух суждений: Андрей учится в 10 «А» классе школы № 23 города Ростова; все ученики школы № 23 города Ростова участвовали в праздновании двадцатипятилетия своей школы.

Андрей из школы № 23 города Ростова участвовал в праздновании двадцатипятилетия своей школы.

Какая наука изучает такое природное явление, как гроза? Что она говорит о сущности этого явления?

Приходилось ли вам участвовать в социологическом опросе?

Нет

С какой целью он проводился?

Не знаю, наверное проведения какой то статистики.

1. Перечислите виды познания. Сравните их по субъекту, объекту и способу получения знаний.

научное
философское
творческое
религиозное
повседневное
мифологическое
самопознание

2. Что такое познание? Как связаны сознание и познание?

Познание – это процесс  получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Способность оценивать окружающий мир, делать выводы о нем и предпринимать те или иные действия напрямую связана с сознанием. Именно оно является основой всей познавательной деятельности человека, именно благодаря сознанию человечество достигло всех нынешних высот.

3. Охарактеризуйте два основных уровня познания. Какие существуют формы чувственного и рационального познания?

1) чувственное познание (осуществляемое органами чувств — зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом);
2) рациональное познание (отражение действительности посредством мышления, создание абстрактных и обобщенных образов, раскрытие внутренних закономерных связей и отношений в явлениях действительности).

Формы чувственного познания. ощущение восприятие представление.

Формы рационального (логического) познания понятие, суждение, умозаключение (вывод).

4. Докажите, что утверждение о неделимости атома было относительной истиной.

Неделимость атома была относительной истиной, так как эта информация не является достоверной. Все потому что в некоторых ситуациях он был неделим, а в некоторых делился на различные части.

5. Докажите, что чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством.

Чувственное и рациональное познание обладает внутренним единством, потому что:

Чувственное познание дает знание об отдельных предметах, их внешних свойствах, оно не устанавливает причины явлений, не проникает в сущность вещей.

Сущность вещей может быть доступна для нас только в рамках рационального познания. Это познание существенных свойств и связей реальности, которые лежат за пределами чувственного и эмоционального опыта.

Мышление человека - высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление дает возможность более глубокого познания действительности.

6. Как вы понимаете фразу: «Человечество редко достигает истины иначе как через заблуждения»? Проиллюстрируйте это на примере развития различных наук.

Человечество серьезно задумывается над чем-то, если какое-то заблуждение приводит к плачевным последствиям, к страданиям.

7. Назовите главный критерий истины. Почему его нельзя считать абсолютным?

Практика — главный критерий истины: теоретическое умозаключение является истинным, если оно проверено на опыте. 

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

8. В истории науки сложилось несколько концепций толкования истины.

Онтологическая концепция: «Истина — это то, что есть».

Гносеологическая концепция: «Истина

— это соответствие знаний действительности».

Позитивистская концепция: «Истина — это опытная подтверждаемость».

Прагматическая концепция: «Истина — это полезность знания, его эффективность».

Конвенциональная концепция: «Истина — это соглашение».

А. Какое из определений истины не учитывает различий в восприятии и понимании одних и тех же вещей у разных людей?

 Б. К каким явлениям нашей жизни (связанным с отношениями людей) сложно применить перечисленные критерии истины?

 В. Какие из перечисленных определений истины находят применение в политике, дипломатии, медицинской практике, научном познании, образовании?

 9. Используя дополнительные источники информации, составьте словарик неизвестных вам ранее методов научного познания.

10. «Летят утки — они все серые. Вывод: все утки серые». Какой метод выведения умозаключения использован в данном примере? Какой метод выведения умозаключения использован в примере про Андрея из школы № 23 города Ростова на с. 49? Какой из методов более точен? Свою позицию поясните.

11. Представьте, что вам дано задание подготовить сообщение на тему «Научное познание и истина». Составьте сложный план своего выступления. Для выполнения задания воспользуйтесь памяткой 1.

12. На основе текста параграфа нарисуйте схему «Особенности социального познания».

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: