ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов § 16. Массовая культура

1. Могла ли появиться массовая культура в традиционном обществе?

Массовая культура, какой мы ее знаем сегодня, является результатом технологического и экономического развития современного общества. Он характеризуется производством и потреблением стандартизированных культурных продуктов, предназначенных для обращения к массовой аудитории. Поэтому маловероятно, что массовая культура могла возникнуть в традиционном обществе, где средства культурного производства и распространения были ограничены и основное внимание уделялось сохранению социальных и культурных традиций.

2. Как связаны СМИ и массовая культура?

Средства массовой информации являются основным средством производства и распространения массовой культуры. К ним относятся телевидение, кино, радио, газеты, журналы и Интернет. Средства массовой информации играют решающую роль в формировании общественного мнения, распространении идей и создании общей культуры, выходящей за национальные и региональные границы.

3. Откуда пошло выражение «жёлтая пресса»?

Термин «желтая пресса» возник в конце 19 века в США и относится к газетам, которые использовали сенсационные заголовки, преувеличения и вводящие в заблуждение истории для привлечения читателей. Говорят, что этот термин был вдохновлен популярным комиксом под названием «Аллея Хогана», в котором фигурировал персонаж по имени Желтый Малыш.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему?

2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню?

3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Вопросы

1. Что включает в себя массовая культура?

Массовая культура включает в себя широкий спектр культурных продуктов, включая популярную музыку, кино, телевидение, литературу, моду и рекламу. Эти продукты производятся и потребляются в больших масштабах и рассчитаны на широкую аудиторию.

2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры.

Основные характеристики массовой культуры включают производство и потребление стандартизированных культурных продуктов, использование технологий для создания и распространения этих продуктов, ориентацию на широкую аудиторию и акцент на прибыли и коммерческом успехе, а не на художественной или культурной ценности.

3. Каковы особенности рынка массовой культуры?

Рынок массовой культуры характеризуется острой конкуренцией, быстрой оборачиваемостью и необходимостью обращения к массовой аудитории. Культурные продукты предназначены для легкого потребления и быстрой замены, и основное внимание уделяется прибыли и коммерческому успеху, а не художественной или культурной ценности.

4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте.

Как упоминалось ранее, массовая культура является продуктом современного технологического и экономического развития и вряд ли могла возникнуть в традиционном обществе. Поэтому маловероятно, что массовая культура в ее нынешнем понимании могла бы существовать в традиционном обществе без существенных изменений в средствах культурного производства и распространения.

5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими?

Возникновение массовой культуры можно проследить до промышленной революции и разработки новых технологий производства и распространения культурных продуктов. Основные этапы включают рост массового рынка книг и журналов в 19 веке, развитие кино в начале 20 века, появление радио и телевидения в середине 20 века, рост Интернета и цифровых технологий. СМИ конца 20-начала 21 века. Решающими факторами были усовершенствования технологий, изменения в экономических и социальных структурах и возрастающая мобильность людей и идей.

6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры.

Технический прогресс сыграл решающую роль в развитии массовой культуры. Например, изобретение печатного станка в 15 веке позволило производить книги и другие печатные материалы в больших масштабах, что помогло создать массовый рынок литературы. Точно так же развитие кино в начале 20 века позволило производить фильмы, которые могла смотреть большая аудитория.

7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Задания

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя?». Вот как распределились ответы.

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

Вопросы для повторения к главе 2

1. Что позволяет выделить культуру в самостоятельную сферу общественной жизни? Назовите области, элементы, которые формируют сферу культуры, раскройте связи между ними.

2. «Культура, — писал французский философ Ж.-П. Сартр, — никого и ничего не спасает, и не оправдывает. Но она дело рук человека — в ней он ищет своё отражение, в ней он узнаёт себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть своё лицо». Что имел в виду автор? Во всём ли можно с ним согласиться? Способна ли культура спасти человека?

3. По мнению немецко-французского мыслителя А. Швейцера, мировоззрение должно отвечать трём требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистическим. Каково, на ваш взгляд, развёрнутое содержание каждого из этих требований? Разделяете ли вы мнение учёного либо считаете необходимым пересмотреть или расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

4. Г. Гегель считал, что выдающаяся личность, творящая всемирно-исторические деяния, неподсудна морали. Значение имеет величие дела, а не его нравственный смысл. Разделяете ли вы такую позицию? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Какие народные пословицы и поговорки осуждают лень, недисциплинированность и безответственность? Воспользуйтесь сборником пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем.

6. Российский учёный, лауреат Нобелевской премии академик Ж. И. Алфёров вскоре после награждения заявил, что если бы Нобелевская премия существовала в XVIII в., то первую следовало бы дать Петру Великому за построение системы образования по триаде: гимназия — университет — академия. Обоснуйте, опираясь на современный опыт, сущность и значение этой триады.

7. Найдите в справочных изданиях по религиоведению, например, в словаре «Религии народов современной России», понятия, относящиеся к нравственным учениям христианства, ислама, буддизма и иудаизма. Сопоставьте их и выделите их общее или сходное содержание.

8. Как связаны культура и религия? Покажите на конкретных примерах соотношение светского и религиозного начал в произведениях искусства.

9. Каким образом происходит познание окружающего мира посредством искусства? Почему искусство называют «образным познанием»?

10. Приведите конкретный пример явления массовой культуры. Выделите в нём соответствующие признаки и объясните, каким образом оно воздействует на потребителя.

11. Попробуйте самостоятельно разработать конкретную модель произведения одного из жанров массовой культуры. По законам жанра определите, каков должен быть главный герой, что обязательно должно присутствовать в сюжете, какой должна быть развязка и т. д.

12. Назовите произведения элитарной культуры. Объясните, почему вы отнесли их именно к ней. Покажите, как они взаимодействуют со сферой массовой культуры.

Вы просматриваете решебник по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов § 16. Массовая культура

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: