ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 128-262

Фёдор Михайлович Достоевский

Жизненный и творческий путь

Роман «Преступление и наказание»

Страница 128

В каких эпизодах романа раскрывается и комментируется содержание теории Раскольникова? Какие её оценки при этом звучат?

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния.

Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.

В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и получает справедливое наказание. Даже на каторге он не хочет отступить от своей теории. Осознание вины и покаяние дается Родиону не сразу. Именно доброта, вера в людей и в бога Сонечки Мармеладовой помогают герою отказаться от своей бесчеловечной теории. Окончательный крах идеи происходит в его последнем сне, в котором люди убивают друг друга во имя счастья всего человечества. Пустынная земля—вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его постепенное возвращение к людям. Родион начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим. Он отказывается от своей теории, приходит к христианским ценностям, понимает, что счастье не может быть построено на преступлении. Идея героя о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Жизнь побеждает эту теорию.

Таким образом, Достоевский в своем романе проводит мысль, что преступление недопустимо в человеческом обществе, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

Страница 131

Почему предыстория Раскольникова не развёрнута автором? В чём причина авторского «невнимания» к этапам пройденного героем жизненного пути?

 

Идея против жизни

Поединок со следователем

Настоящий убийца

Друг из «новых людей»

«Вечная Сонечка»

Пробуждение от сна

Страница 145

Вопросы и задания 

1. Обратитесь к началу романа «Преступление и наказание». Как вводится в повествование главный герой? Какова внешняя обстановка, окружающая Раскольникова? Что нового вносит Достоевский в традиционную для русской классики «петербургскую» тему?

Обстановка ужасна. Повсюду царит безысходность, грязь, вонь, в таких условиях любой стал бы преступником

2. Как представлен в романе мир «униженных и оскорблённых» и в частности — семья Мармеладовых? Отчего так несчастны эти люди? Как отражается в их судьбах эпоха «перераспределения национального богатства»?

Тема «униженных и оскорбленных» в творчестве Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей «натуральной школы» 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным («Станционный смотритель» ) и Евгением («Медный всадник») , гоголевским Башмачкиным («Шинель») , «маленькие люди» Достоевского тоже «унижены и оскорблены» . Но их главное сходство - социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев. В романе «Преступление и наказание» Достоевский так же обращается к теме «униженных и оскорбленных» . Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду) , так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира «униженных и оскорбленных» , который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К «униженным и оскорбленным» относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета) . Таким образом, в романе «Преступление и наказание» перед нами предстает целый ряд «униженных и оскорбленных» , «маленьких людей» . Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как следствие, не умеющие сострадать другим. И только «красота спасет мир» , красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности - на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

3. В чём проявляется несовместимость теории Раскольникова с живой жизнью, с натурой самого героя? Почему в своей внутренней речи Раскольников прибегает к замене табуированных слов и выражений («всё это», «после того», «делать пробу»)? Какой эмоциональный отклик вызывает само описание «идеологического» убийства старухи-процентщицы и Лизаветы?

Фёдор Михайлович Достоевский - это замечательный писатель, который создал большое количество произведений, способных по сей день открывать новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Роман “Преступление и наказание“ - это одно из самых популярных произведений писателя, которое оказало значительное влияние на развитие всей мировой литературы. Главным героем данного произведения является Родион Романович Раскольников, совершивший тяжкое преступление, основываясь на своей собственной теории, смысл которой мы попробуем сейчас раскрыть. Прежде всего, стоит начать с самого господина Раскольникова, который был “...

замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен.”. Кроме того, молодой человек представлял из себя бедного, гордого студента, занимавшего унизительное материальное положение в обществе, как и многие люди того времени. Основываясь на своем материальном состоянии и нравственных убеждениях, господин Раскольников создает свою собственную теорию о разделении людей с самого их рождения на два типа: первые - “твари дрожащие”, то есть обычные люди, которые толком из себя ничего не представляют, они подобны “материалу” для великих людей: вторые - “право имеющие”, то есть это и есть те “великие” люди, подобные Наполеону, у которых есть право совершать какое-либо преступление ради достижения великих целей и задач. Нужно сразу сказать, что сам Родион Романович причисляет себя к типу “необыкновенной личности”, что и подталкивает его на совершение преступления, дабы проверить: действительно ли он тот, кем сам себя считает. Однако идея главного героя ложна в своей основе, так как она поощряет убийство человека. Сам же Фёдор Михайлович Достоевский полностью развенчивает данную теорию на протяжении всего произведения. Таким образом, желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, Родион Романович Раскольников становится убийцей. Всю расправу над старухой-процентщицой и её сестрой Фёдор Михайлович Достоевский описывает с точнейшими подробностями, чтобы каждый читающий мог прочувствовать весь этот ужас и безумие, которыми был охвачен главный герой. С этого самого момента теория Раскольникова начинает рушиться буквально на глазах. Парня одолевают бури эмоций, его мучает совесть, начинается бред, герой боится быть пойманным и выдать себя, боится сделать лишний шаг, который мог бы навести на него подозрения. Он отдаляется от своей семьи, лучшего друга и полностью погружается в себя, где его собственная совесть начинает разрушать героя изнутри. Все эти муки усугублял ещё и Порфирий Петрович -следователь по преступлению, который пытался психологически вывести героя на чистую воду, зная, что это он совершил убийство. В конечном итоге Раскольников под гнетом своей совести, следователя и окружающих его людей, постоянно обсуждающих преступление, начинает понимать всю несостоятельность своих умозаключений. Его теория терпит полный крах и он жалеет о содеянном, что заставляет его во всём признаться властям. В заключение хочется сказать, что Фёдор Михайлович Достоевский в своем романе показал читателям не банальную историю об убийстве, он показал влияние антигуманной, бесчеловечной теории на человека, которая привела, к сожалению, не к достижению великих задач, а к крушению всего, чтобы было так дорого сердцу.

4. Как меняется восприятие Раскольниковым мира и людей после совершённого им преступления? Какие «знаковые» события происходят с героем в этот период? Что приводит его к идее самоубийства?

Раскольников перед убийством, которое замыслил давно, но не находил в себе сил и решимости его осуществить просит у бога знака, просит указать ему путь, и если бог укажет на то, что преступление совершать нельзя, Раскольников готов был отказаться, отречься от своих планов.

Но почти сразу он встречает Лизаветту, совершенно случайно оказавшись на Сенной площади и слышит при этом разговор, из которого узнает, что завтра старуха-процентщица окажется дома одна.

Это событие оказывается знаковым, раскольников решает что это именно тот знак, о котором он просил.

Ну а после убийства он словно катится по проторенной дорожке, с которой ему уже не свернуть. Здесь можно вспомнить как его едва не раскрыл Порфирий Петрович и только случай в лице Миколы, спасет Раскольникова. И снова он воспринимает это как знак, что не следует ему признаваться.

 

5*. Литературовед и философ М.М. Бахтин называл романы Достоевского полифоническими, то есть «многоголосными», предполагающими столкновение различных точек зрения на мучающий писателя вопрос. Присутствует ли подобная полифония в «Преступлении и наказании»? С кем из персонажей романа Раскольников вступает в прямую полемику, затрагивающую основы его теории «крови по совести»? Как в этих дискуссиях проявляется ещё одна черта поэтики Достоевского — столкновение героя с идейными «двойниками»? Как Раскольников относится к подобному «двойничеству» в лице Лужина, Свидригайлова, следователя Порфирия Петровича и др.?

6. Что толкнуло Раскольникова на исповедь перед Соней? Чем знаменателен тот факт, что признание героя одновременно слышат два человека — Соня и Свидригайлов? С какой целью Соня читает Раскольникову Евангелие (сюжет о воскрешении Лазаря)?

7. Завершается ли «история идеологического убийства» явкой Раскольникова с повинной? Каково значение эпилога в идейно-композиционном строе романа? Раскройте образно-символический смысл сна о «трихинах», увиденного Раскольниковым на каторге.

8*. В речи Ф.М. Достоевского о Пушкине есть следующие размышления по поводу идейного звучания пушкинских «Цыган»: «Тут уже подсказывается русское решение вопроса, “проклятого вопроса”, по народной вере и правде: “Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве”, вот это решение по народной правде и народному разуму». Соотнесите сказанное о пушкинской поэме с философскими итогами «Преступления и наказания». В этой связи поразмышляйте над внутренним звучанием имени Раскольникова — Родион.

 

Лев Николаевич Толстой

Человек на войне

Роман «Война и мир»

Творческая история

Высший свет: реализм и сатира

«Мысль семейная»

Мир как общая жизнь

Концепция Истории

Вслед за любимыми героями

Рождение «мысли народной»

День Бородина

Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса

Страница 209

Вопросы и задания 

1*. Выделите основные жанровые признаки романа-эпопеи. Что позволяет рассматривать толстовский цикл «Севастопольские рассказы» как своеобразный пролог к «Войне и миру»? Как в названии романа отразилась авторская концепция мира (смысловое различие написаний: «мiр» и «мир»)?

*Произведение, в котором совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского и исторического романов, а также документальные хроники, мемуары и т.д., можно характеризовать как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой, создав произведение «Война и мир».

«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:• совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей;

• описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.

• имеют место изображения различных типов характеров всех социальных слоев общества во всех проявлениях;

• в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени;

• совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.;

Толстой четко изобразил в романе особенности народной психологии, которые совместил с изображением личных особенностей отдельных персонажей, это придало особенную полифонию произведению, которое является отображением сложной и противоречивой эпохи.

     *«Севастопольские рассказы» были написаны Толстым в 1855-1856 гг., а роман «Война и мир» был написан в период с 1863-1869 гг. В «Севастопольских рассказах» Толстой рассказывает читателю, что великий русский народ нельзя победить, его героизм основан на искренней, непоказательной любви к родине. И в то же время он считает войну с ее бесполезным кровопролитием и жестокостью страшной нелепостью, трагическим безумием, разобщающим людей, и смело протестует против этого общего безумия, призывает людей одуматься, понять друг друга и объединиться в мире. Это характерное для Толстого – мыслителя и художника – противоречие двух равновеликих идей писателя, на котором построена эпопея «Война и мир», обозначилось именно в «Севастопольских рассказах». Толстой в своих рассказах показал разницу между ложным патриотизмом и подлинной народной любовью к родине. Здесь зарождается «мысль народная», развернувшаяся впоследствии в романе «Война и мир». Опыт работы над циклом «Севастопольских рассказов» помог писателю перейти к несравнимо более масштабному творческому замыслу. Поэтому данный цикл можно считать прекрасным прологом к той правдивой и великой эпопее патриотической борьбы русского народа с врагами, какой явится позже роман «Война и мир».

     *В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» ключевым является слово «мир». Оно содержится и в самом названии произведения. В каком значении использовал его автор в названии? Вопрос возникает потому, что в современном русском языке существуют два омонимичных слова «мир». Во времена Толстого они различались и на письме. Основные значения слова «мip», согласно словарю В. Даля, были: 1) вселенная; 2) земной шар; 3) все люди, род человеческий. «Мир» же употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. В произведении эпизоды войны сменяются эпизодами мира, то есть мирного времени. И на первый взгляд кажется, что в заглавии заключена одна антитеза: война — мирное время и что слово «мир» следует понимать только как антитезу слову «война». Но у Толстого все намного сложнее. Название романа отражает основные значения слова «мир». Кроме того, даже этими приведенными выше значениями не исчерпывается употребление слова «мир» в романе.

     Прежде всего, для Толстого важно было показать, что человек не является только  представителем того или иного национально-исторического, социального, профессионального мира; человек, по Толстому, — сам мир. Яркость, пластичность изображения человека в «Войне и мире» основаны на принципе «человек — особый мир». Более всего в романе Толстого интересует внутренний мир Наташи Ростовой, князя Андрея, Пьера, княжны Марьи и других близких автору героев.

Изображение внутреннего мира человека у Толстого сочетается с изображением другого, большого мира, частью которого являются его герои. В романе мы видим целую палитру миров: мир Ростовых, мир высшего света, мир штабной жизни, мир фронтовой жизни армии, мир народа. Такой мир предстает как замкнутая сфера, он имеет свои законы, необязательные в других мирах. В произведении Толстого на героев оказывают влияние разные миры со своими требованиями.

     Таким образом, идея мира в романе Толстого «Война и мир» многопланова и многогранна. Своим романом Толстой доказывает, что, с одной стороны, каждый человек — это неповторимый, индивидуальный мир, но с другой — частица всеобщего мира, Земли, вселенной. Но и индивидуальный мир, и всеобщий мир могут существовать только при единении людей друг с другом и природой. А война, разрушающая эти миры, по Толстому, самое страшное зло. В своих дневниках он определил зло как «разобщение людей».

2. Что представляет собой экспозиция романа «Война и мир»? Как заявлены в ней его основные темы?

Экспозиция "Войны и мира" представлена описанием светского вечера в салоне А.П. Шерер (том I, глава I). На нём присутствуют "сливки общества", идут важные разговоры, но все гости преследуют свои эгоистичные цели, каждый хочет получить какую-либо выгоду. Противоположным во всех отношениях предстаёт вечер в доме Ростовых: хозяева и гости ведут себя естественно, непринуждённо, открыто. Таким образом, в экспозиции заявлены такие темы, как противостояние добра и зла, мира и войны, стремления к простому человеческому счастью и эгоистичное стремление к богатству и славе.

3. Как во взгляде Толстого на сущность войны сталкиваются социально-политическая и философская точки зрения? Почему кампания 1805—1807 годов явилась, по Толстому, периодом «поражений и срама»? Чем выделяется на этом фоне Шенграбенское сражение?

4. В чём противопоставлены друг другу две исторические личности — Кутузов и Наполеон? Какие эпизоды романа иллюстрируют тезис Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»? Почему даже самых любимых своих героев Толстой заставил «переболеть» наполеоновской идеей?

5. В чём суть умственных и нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Почему пути героев сходятся в одной точке — на Бородинском поле? Как каждый из них отвечает на главный вопрос: «Что управляет всем?»

Оба героя не могут найти то истинное, что могло бы посечь им жить дальше. Не могут найти цель жизни. Герои много ошибаются, но несмотря на это идут дальше. Бородинское сражение-кульминация романа, так сказать развязка. Они понимают, что им необходимо и для чего стоит жить.

 

6. В чём, по Толстому, истинная красота человека? К каким приёмам словесной пластики прибегает писатель, изображая «текучие» натуры и образы «застывших» людей, людей-масок? Что стоит за понятиями «диалектика души», «ум сердца» и «ум ума» применительно к образной системе толстовского романа?

7. Что выделяет Наташу Ростову среди других женских персонажей романа? Приведите наиболее значимые эпизоды, характеризующие духовный облик героини. Как вы понимаете слова Пьера, сказанные о Наташе: «Она не удостаивает быть умной»?

Для Л.Н.Толстого именно Наташа Ростова является женским идеалом. Она искренняя (когда они с Соней смотрят в окно, именно тогда Болконский влюбляется в Наташу), она графиня, но сохранила в себе "русскую душу" (когда они останавливаются с братом Николаем у дядюшки и Наташа пускается в пляс), она добрая и способна к состраданию (отдаёт вместе с родителями свой московский дом и повозку раненым), Наташа доверчивая (хотела убежать с Анатолем Курагиным).

Да, Наташа, может быть, не умна (опять-таки эпизод с Курагиным, поведение на балу), но это добрая, искренняя девушка, она до последнего ухаживает за Андреем Болконским, чувствуя свою вину перед ним, любовь к князю.

 

8. В чём суть толстовской «мысли семейной»? Как противопоставлены в романе подлинно семейные отношения и семьи-имитации, являющие авторский антиидеал? Как представлена семейная тема в эпилоге романа?

Немало место в романе "Война и мир" уделяет Толстой роли женщины в обществе. По его мнению, семья и домашний очаг - это и есть удел женщины. Пример Наташи Ростовой показывает некоторый консерватизм во взглядах Льва Николаевича Толстого. Ведь такой одаренный и внутренне богатый человек как Наташа, могла бы принести пользу обществу, а не быть просто хорошей женой и заниматься домашним хозяйством. И вот несколько высказывания Льва Толстого о женщинах: «Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых они сами не стоят» «Женщина знает, что наш брат все врет о высоких чувствах, — ему нужно только тело, и потому простит все гадости, а уродливого, безвкусного, дурного тона костюма не простит. » «Женщина, старающаяся походить на мужчину, так же уродлива, как женоподобный мужчина» . «Женщины, как царицы, держат в плену рабства и тяжелого труда девять десятых рода человеческого. А все оттого, что их унизили, лишили их равных прав с мужчинами. » «Женщины устроили из себя такое орудие воздействия на чувственность, что мужчина не может спокойно обращаться с женщиной. Как только подошел к ней, так и подпал под ее дурман и ошалел».

 

9. Как Толстой характеризует феномен «общей жизни», объединившей силы нации перед лицом вражеского нашествия? Приведите примеры проявления «скрытой теплоты патриотизма» в сценах Бородинского сражения, в эпизодах, связанных с главными героями романа.

Главной темой является изображение подвига русского народа во время двух войн: 1805 - 1807 годов и Отечественной войны 1812 года. Мы видим в произведении как настоящих героев, которые являясь истинными патриотами своего Отечества, были готовы отдать жизнь за свою Родину,  так и лжепатриотов, которые думают лишь о своей личной выгоде. В первом томе своего произведения Лев Николаевич Толстой описывает исторический факт, когда армия во главе с Багратионом идет через Богемские горы навстречу французскому войску.  И в этом сражении писатель показывает, как по-разному относятся офицеры к выполнению своего долга. Мы видим Долохова, который «…в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Совершив этот мужественный поступок, он докладывает командиру: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!», при этом демонстрируя запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство».

Итак, Долохов, вроде бы и совершая бесстрашные поступки, все-таки старается не забывать и о себе. И многие вещи, которые он делает на фронте,  делает, прежде всего, для самого себя. Также, только о себе думает и Жерехов, который побоялся ехать туда, где были слышны выстрелы и, в итоге, не передал генералу важный приказ Багратиона. Из-за этого, из-за трусости одного человека, погибли много русских гусар. К сожалению, таких офицеров было предостаточно. Они ставили свои личные интересы выше общих интересов. Но были на этой войне и настоящие герои, истинные патриоты своей Родины. Лев Николаевич Толстой иногда умышленно показывает читателю настоящих героев совсем не в героическом виде. Так, капитан Тушин, который предстает перед читателями худым, грязным и босым без сапог. При виде начальства, он шутя говорит: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее». Но такой негероического вида человек, является настоящим патриотом. Оценку действиям Тушина во время боя дает А.Болконский: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой». Еще одним настоящим патриотом своей Родины является Тимохин, который появляется в романе во время  отступления наших солдат. Тимохин вместе со своей ротой сумел повернуть вспять весь ход боя. Большинство русских людей являлись настоящими патриотами. Они защищали свой дом, свою землю, своих родных и близких  от нашествия врага. С каждым днем войны, сила русского народа возрастала, а настоящий народный патриотизм, несломленная никакими бедами воля народа и истинный «дух войска» сделали наших солдат непобедимыми.

 

Патриотизм — любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу-так характеризовал Толстой феномен общей жизни. Скрытая теплота патриотизма возникла при помощи долга перед родиной и великой заслугой перед отечеством. А разницы нет совсем даже в сценах Бородинского сражения или в эпизодах Война и Мир. Он просто указал основную суть.

10. Раскройте смысл толстовской метафоры «дубина народной войны». Как соотносится с ней фигура Тихона Щербатого — «самого нужного человека» в отряде Денисова? В чём противопоставлен Щербатому «круглый» Платон Каратаев? Какое место занимает этот образ в авторской концепции «мира», обозначенного в названии романа?

 

11*. Что представляет собой толстовское учение об «историческом фатализме», определяющем ход мировых событий? Какова роль народа и отдельных личностей в истории? Какими сценами романа можно проиллюстрировать историко-философские воззрения Толстого?

12*. В чём историзм и народность «Войны и мира» как национального эпоса? В свои рассуждения включите высказывание А.А. Фета в письме к Л.Н. Толстому: «Я понимаю, что главная задача романа: выворотить историческое событие наизнанку и рассматривать его не с официальной, шитой золотом стороны парадного кафтана, а с сорочки, то есть рубахи, которая к телу ближе».

Вы просматриваете решебник по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 128-262