ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 74-127

Николай Семёнович Лесков

«Русский антик»

«Хождение» очарованной души

Жизнь за народ

Страница 74

Вопросы и задания 

1. Какова жанровая палитра творчества Н.С. Лескова? Можно ли выделить в лесковской прозе какой-либо ведущий, «программный» жанр?

Творческое наследие Лескова богато и разнообразно. Писатель внес свой вклад в развитие романа, явился одним из первооткрывателей хроники и «проложной» легенды. Также Лесков попробовал свои силы в драме и в лиро-эпическом жанре, создал большое количество разноплановых рассказов, но при этом всю жизнь оставался ярким публицистом.

2. Что составляет специфику лесковского сказа? Как соединяются в нём «высокая» церковно-славянская лексика, просторечие, образцы так называемой «народной этимологии»? Приведите примеры, опираясь на тексты произведений писателя.

3*. Какие средства изображения характеров использует Лесков в рассказах «Однодум» и «Леди Макбет Мценского уезда»?

4*. Как в романе «Соборяне» и легенде «Запечатлённый ангел» соотносятся религиозная и светская тематика?

5*. Обосновывая выбор «рельефных» характеров в создании масштабного эпоса, Н.С. Лесков замечал: «...почему же лицо самого героя должно непременно стушёвываться? Что это за требование? А Дон Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою?» Как эта установка художника воплощена в повести «Очарованный странник»? В каком отношении образ Ивана Флягина сопоставим с образным рядом, обозначенным Лесковым? Оправдано ли присутствие в этом ряду гоголевского Чичикова?

6. Какова внутренняя логика духовного пути «чернозёмного Телемака» в повести «Очарованный странник»? Что определяет сложность извилистого движения героя к своему духовному призванию? Как в сюжете повести переплетаются языческие и христианские понятия и представления, миф и действительность, сиюминутное и вечное?

7. Как в повести «Очарованный странник» раскрывается тема «всеотзывчивости» русской души, её способности «встраиваться» в иную культуру?

8. Сопоставьте два эпических шедевра пореформенной эпохи — лесковскую повесть «Очарованный странник» и поэму Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что сближает эти произведения и что разнит?

и в "Страннике" и в "Кому на Руси..." показана жизнь простого русского мужика. Нет помпезности, романтичности, присущей, к примеру, пушкинскому "Онегину", нет, здесь жизнь рабочих, подневольных крестьян, их быт, стремления, взгляды на жизнь. В этих произведениях, не побоюсь сказать, вся "грязь" той эпохи. С людьми обращаются наравне с вещами, а они не хотят и не могут сопротивляться. Они и не представляют себе другой жизни, стойко терпят все трудности.

9*. В чём заключалась сущность взглядов Лескова на пути развития России? Как социально-философская концепция писателя соотносилась с официальной государственной идеологией и революционно-демократической доктриной преобразования преобразования общества? Каким образом писательское «особое мнение» воплотилось в творчестве Лескова?

10. Максим Горький говорил о Лескове как о писателе, «пронзившем всю Русь», а лесковских героев называл «маленькими великими людьми». Прокомментируйте эти оценки.

11. Почему прозу Лескова нельзя считать архаичной, воспроизводящей лишь «преданья старины»? Чем современен Лесков?

 

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

От Салтыкова к Щедрину

«Родной наш город Глупов»

«Для детей изрядного возраста...»

Страница 95

1. Образное название сказки и её зачин. Особенности «происхождения» Богатыря и смысл его первых «подвигов» (сходство деяний героя с персонажами «Истории одного города» и «Медведя на воеводстве»).

2. Позиция «своих» и «чужих» в оценке явления Богатыря. Тема страха как гаранта «равновесия» между верховной властью и народом («людишками»).

3. Описание народных бедствий и проблема веры в «доброго царя» как особенность национального сознания. Слияние авторского голоса с «мнением народным»: «Что ж это за Богатырь такой?»

4. Фольклорные образы и мотивы в сказке Щедрина, их функция в построении сюжета (былинные аналогии), образных характеристиках, выражении авторской идеи.

5. Приёмы отображения авторской позиции в повествовании (авторская ирония, риторические обращения к читателю, совмещение элементов литературного стиля и народной речи, иносказание, гротеск).

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

6. Отражение в сказке парадоксов русской истории. Символика образов (Богатырь, Иванушка-дурак, дупло, лес и т.п.). Принадлежность сатирических сказок Щедрина к «высоким созданиям», которые, по мысли Н.В. Гоголя, способны донести «даже простолюдину дело, доступное только мудрецу».

7. Смысл соотношения реплик «Поспешай, Богатырь, поспешай!» и «Спи, Богатырь, спи!». Тема богатырства Руси в произведениях литературных предшественников и современников Салтыкова-Щедрина («Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова).

 

«Люблю Россию до боли сердечной»

Страница 102

Вопросы и задания 

1. В чём проявилась отмеченная современниками и исследователями суровость сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина? Какую роль в развитии его таланта сыграли факты его биографии?

«История одного города» - произведение новаторское, преодолевшее привычные рамки художественной сатиры. Каждый образ в романе имеет ярко выраженные гротескные черты, но при этом узнаваемы. Что дало повод к шквалу критики в адрес автора. Его обвиняли в «клевете» на народ и правителей.

Действительно, история Глупова во многом списана с летописи Нестора, рассказывающей о времени начала Руси - «Повести временных лет». Эту параллель автор намеренно подчеркнул, чтобы стало очевидным, кого он подразумевает под глуповцами, и что все эти градоначальники – отнюдь не полет фантазии, а реальные русские правители. При этом автор четко дает понять, что описывает не весь род человеческий, а именно Россию, переиначивая ее историю на свой сатирический лад.  

Однако целью создания произведения Салтыков-Щедрин не делал насмешку над Россией. Задачей писателя стало подвигнуть общество к критическому переосмыслению своей истории для искоренения существующих пороков. Гротеск играет огромную роль в создании художественного образа в творчестве Салтыкова-Щедрина. Главная цель писателя - показать пороки людей, которые не замечаются обществом.

 

2*. В чём своеобразие очерковой прозы Щедрина? Какова основная проблематика «Губернских очерков»?

В "Губернских очерках" относительно мало картин, дающих прямое изображение крестьянско-крепостного быта. При всем том обличительный пафос и основная общественно-политическая тенденция "Губернских очерков" проникнуты антикрепостническим, антидворянским содержанием, отражают борьбу народных масс против вековой кабалы феодального закрепощения.

3. Каковы особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города»? Как соотносится летопись Глупова с реальными фактами русской истории?

Пространство и время в «Истории одного города» предельно условны, лишены четкости и определенности. Так, местоположение Глупова то ограничено «болотиной», то «расширено» тремя реками и семью горами. Не меньшая путаница обнаруживается при обращении к хронологии «Летописца»: присутствие в тексте точных дат лишь усиливает эффект «смешения» времен и событий.

4. В чём заключается логика глав «Истории…», посвящённых глуповским градоначальникам? Почему автор отступает от хронологии «Описи градоначальникам», представленной в начале романа?

5. Что представляет собой глуповское народонаселение? Какова позиция автора в решении народной темы в романе?

О том, что представляет собой глуповское население можно судить уже по говорящему названию города (Глупов), в котором они жили. Население в этом городе необразованно, невежественно, люди сами не знают, что хотят и не понимают, что им нужно, они сами создают себе проблемы, которые потом не могут решить. Автор иронизирует над глуповским населением, он сатирически изображает его пороки и недостатки. Он надеется на то, что благодаря такому изображению глуповцы и подобные им одумаются и начнут жить по-новому.

 

6*. Каковы возможные трактовки финала «Истории одного города»? Сравните картины глуповского бытия с утопическими мотивами в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

7*. В чём проявилось тематическое многообразие «Сказок для детей изрядного возраста» и что их объединяет? Какие жанровые подвиды можно выделить внутри самого цикла?

8. Почему в названии сказки «Медведь на воеводстве» представлен один герой, хотя речь идёт о правлении трёх Топтыгиных?

9*. Сопоставьте проблематику сказки «Дикий помещик» c решением «помещичьей» темы в произведениях А.Н. Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. В чём Щедрин пошёл дальше своих литературных предшественников?

10. Как применительно к герою сказки «Премудрый пискарь» соотносятся такие оценки, как «премудрый», «ума палата» и «остолоп»? В чём смысл авторской иронии в финале повествования? Сравните завещание пискаря-отца с отцовскими наказами Молчалину (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и Чичикову (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»). Что различает и что роднит эти напутствия?

У Чичикова отец дал ему наставление "Храни копейку", чем его сын и занимался всю жизнь. Письмо Молчалину от отца отличается во-первых тем, что он говорил своему сыну угождать всем людям "...без изъятья - хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была." Оба героя прислушиваются к мнению отцов, но один из них (Чичиков) копит деньги и совершает аморальные поступки, а Молчанин со всеми лицемерит. То, что они нечестны с другими людьми - их самое главное сходство.

11*. Почему именно сказка стала вершиной сатирического творчества Салтыкова-Щедрина? Что сближает её с фольклорной традицией и что позволяет говорить об уникальности щедринской сказки?

Переплетение с древними традициями и замыслами, что связывает ее с фольклором.

Вы просматриваете решебник по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 2 Страница 74-127