ГДЗ по литературе 10 класс Зинин, Сахарова часть 1 Страница 8-79

Предисловие

Страница 8

Вопросы и задания 

1. Что представляла собой общекультурная ситуация, в которой формировалась русская литература второй половины XIX века?

19 век называют "золотым" Различные направления и течения, книги, журналы, литературные салоны, общества. Литература на первом месте. Уровень литературы поддерживает и критика с ее новыми (разными) подходами к оценке произведений. В России появился особенный читатель и интеллектуальная элита. Практически все слои общества стремились выразить в художественном, " критическом "слове себя. Развитие экономики было тесно связано с интересом к точным и естественным наукам (вспомним нигилиста Базарова из " Отцов и детей " Тургенева, который считал полезней деятельность химика, нежели творчество поэта). Русский театр стал отражением чаяний различных, ранее малозаметных в драматургии слоев населения (спасибо Н. В. Гоголю, А. Н. Островскому, Сухово- Кобылину). Живопись и архитектура во второй половине века - предмет публичных споров и " просмотров». " Передвижники", " Третьяковская галерея" (основатель Третьяков собирал лучшие полотна современников и не только!) В музыке - различного направления и стилей композиторы (Мусоргский, Глинка, Кюи, Чайковский…). Появилось особое значение у слова "интеллигенция" на русской почве (оно обозначало не только людей интеллектуального труда, но и их духовность). Офицеры армии стали ее славной частью. А также разночинцы, священники. Иная жизнь и " особые" люди привнесли новые проблемы в области культуры и этики. Им посвящались романы, повести, очерки. Увеличилась ответственность элиты перед обществом, перед народом. Журналисты вынуждены были откликаться мгновенно на его потребности и отвечать за каждое свое слово. Ибо спросят. По совести.

Итак, исторические реалии стали стимулом для творчества русских писателей и поэтов, определявших культурный уровень и стиль второй половины 19 века в России.

 

2*. Прокомментируйте известный тезис В.Г. Белинского: «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, приведённую в сознание».

Чаще всего человек не находит свою жизнь очень интересной или достаточно приближенной к его идеальному восприятию. Поэтому для него гораздо интереснее читать различные произведения, где герои выходят из трудных ситуаций, путешествуют, совершают хорошие поступки и так далее. И даже если человек и сам совершает подобные вещи, ему больше нравится читать о подобном, с одной стороны вдохновляясь, а с другой прячась от действительности в вымышленном писателем мире.

3. Опираясь на материал предисловия, составьте краткий словарь понятий, связанных с культурной жизнью России второй половины XIX века (для комментариев и дополнений используйте справочную литературу и интернет-ресурсы).

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Прекрасное начало

Страница 13

Вопросы и задания 

1. В чём проявилась преемственность литературных эпох (творчество писателей XVIII столетия и художественные открытия классиков первой и второй половины XIX в.)? С какими крупными писательскими именами связаны основные вехи становления большой литературы в России? Каковы причины стремительного, ускоренного её восхождения к высотам мировой культуры?

XVIII век - эпоха Просвещения. В начале века практически все произведения русской литературы имели переводческий характер, а потом писатели начали создавать свои творения.

В XVIII веке в русской литературе активно развивался классицизм, который установил классификацию жанров литературы на низкие и высшие слои.

Основные представители русского классицизма: Фонвизин, Крылов, Ломоносов, Державин, Сумароков, Княжнин.

На смену классицизма пришёл сентиментализм, направление, которое больше концентрируется на чувствах человека. Сентименталисты огромное внимание уделяют культу природы и любви.  

Основные представители русского сентиментализма: Карамзин, Жуковский, Каменев.

 

2. Какую роль в возникновении феномена отечественной классики сыграли особенности развития русского литературного языка?

Особенности развития русского литературного языка оказали большое влияние на развитие отечественной классики. Наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного языка, бесспорно, принадлежит гениальному ученому и поэту, выходцу из среды простого русского народа, М. В. Ломоносову. Ломоносов – автор знаменитой системы «трёх штилей»: высокого, посредственного и низкого. Для каждого стиля были характерны «свои» жанры. Учение Ломоносова о трёх стилях оказало большое влияние на историю русской литературы и русского языка. Произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую литературную систему. А.С. Пушкину выпала высокая честь справедливо называться подлинным основоположником современного русского литературного языка. Творчество Пушкина, и в дальнейшей других великих классиков - это гармоничный синтез разнородных элементов, входивших в письменную сферу. Классики русской литературы активно исследовали возможности русского литературного языка и были новаторами многих языковых литературных форм. Они подчеркивали богатство русского языка и часто указывали на преимущество по сравнению с языками иностранными.

3. С какими литературными направлениями связаны основные этапы развития русской художественной мысли? Охарактеризуйте ведущие принципы этих направлений, опираясь на изученное в предыдущих классах.

- Классицизм. Он сформировался как художественный стиль и мировоззрение к XVII веку. В его основе лежит увлечение античным искусством, которое было взято за образец для подражания. Стремясь достигнуть простоты совершенства, подобной античным образцам, классицисты выработали строгие каноны искусства, такие, как единство времени, места и действия в драматургии, которым неукоснительно нужно было следовать. Литературное произведение было подчеркнуто искусственным, разумно и логически организованным, рационально выстроенным.

- Романтизм – всеобъемлющее направление в искусстве, которое мощно проявило себя не только в литературе, но и в живописи, философии и музыке, причем в каждой европейской стране оно имело свои специфические особенности. Объединял писателей-романтиков субъективный взгляд на действительность и неудовлетворенность окружающей реальностью, что заставляло их конструировать иные картины мира, уводящие от действительности. Герои романтических произведений – могучие неординарные личности, бунтари, бросающие вызов несовершенству мира, вселенскому злу и гибнущие в борьбе за счастье и всеобщую гармонию. Необычные герои и необычные жизненные обстоятельства, фантастические миры и нереально сильные глубокие переживания писатели передавали с помощью определенных художественных средств, язык их произведений очень эмоциональный, возвышенный.

- Реализм. Пафос и приподнятость романтизма сменило данное направление, основным принципом которого стало изображение жизни во всех ее земных проявлениях, весьма реальные типичные герои в реальных типичных обстоятельствах. Литература, по мнению писателей-реалистов, должна была стать учебником жизни, поэтому герои изображались во всех аспектах проявления личности – социальном, психологическом, историческом. Главным источником, воздействующим на человека, формирующим его характер и мировоззрение, становится окружающая среда, реальные жизненные обстоятельства, с которыми герои из-за глубинных противоречий постоянно вступают в конфликт. Жизнь и образы в литературных произведениях даются в развитии, показывая определенную тенденцию.

 

Литературные направления отражают самые общие параметры и черты художественного творчества в определенный исторический период развития общества. В свою очередь, в рамках любого направления можно выделить несколько течений, которые представлены писателями с близкими идейно-художественными установками, морально-этическими взглядами и художественно-эстетическими приемами. Так, в рамках романтизма существовали такие течения, как религиозно-мистическое, религиозно-моралистическое, гражданский романтизм. Писатели-реалисты также были приверженцами различных течений. В русском реализме принято выделять философское и социологическое течение.

 

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Идейные направления, критика, журналистика 1860—1890-х годов

От литературных мечтаний к литературной борьбе

Под бременем «проклятых вопросов»

На переломе веков

Страница 29

Вопросы и задания 

1. Какие политические, экономические и культурные тенденции определили своеобразие литературной ситуации второй половины XIX века в России?

К экономическим тенденциям можно отнести новый вектор экономического развития Российской империи и начало вступления её в условия капитализма. В эти годы в России вовсю шел промышленный переворот. В культуре преобладало усиление влияния традиций на жизнь людей. В политике в это время происходит взаимовлияние друг над друга России и Западной Европы. Все эти факторы повлияли и на культуру людей, в том числе, на ситуацию в литературных кругах.

2. Почему в указанный период столь важную роль в литературе стала играть журналистика, литературная критика? Охарактеризуйте ведущие журналы, их направленность, состав авторов. Что определило литературную судьбу «Современника», «Отечественных записок», «Русского слова» и других демократических и либеральных изданий 1860—1870-х годов? Сделайте краткие сообщения об основных принципах и представителях «реальной», «эстетической» и «органической» критики.

3. Какие идейные, литературно-общественные течения сформировали облик отечественной литературы на рубеже веков? В чём выразилось её жанровое своеобразие и проблемная многосоставность?

XIX век был великой эпохой в развитии русской культуры. Русская литература достигла не только высочайших художественных вершин, но и заняла особое место в мировом литературном процессе. Развитие литературы идет по линии борьбы разных литературных течений и направлений. Своеобразие ее состоит в том, что сосуществуют, взаимодействуя между собой, несколько художественных систем. Еще не утратил своих позиций классицизм (творчество Д. И. Хвостова, Г. Р. Державина). Продолжает развиваться сентиментализм (творчество Н. М. Карамзина, В. А. Озерова, В. В. Измайлова). Появляется и расцветает романтизм (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков), и продолжает свою эволюцию реализм (А. Н. Радищев, А. Х. Востоков, И. А. Крылов, А. С. Грибоедов). Во взаимном проникновении столь разных литературных явлений и кроется феномен стремительного продвижения русской литературы.

4. Совместно с учителем разработайте и оформите схему (в графическом или электронном варианте) «Идейно-художественные направления в русской литературе второй половины XIX века».

 

Фёдор Иванович Тютчев

Смелость поэтической мысли

«О, как убийственно мы любим...»

Страница 76

Самостоятельный анализ текста* 

Прочитайте стихотворения Ф.И. Тютчева «Probléme» («С горы скатившись, камень лёг в долине...», 1833), «Увы, что нашего незнанья...» (1854) и «Нам не дано предугадать...» (1869). Сопоставьте три тютчевских шедевра, опираясь на следующие сравнительные характеристики:

• принадлежность стихотворений к жанру лирической миниатюры;

• полемико-философская мысль, лежащая в основе сюжета;

• риторические приёмы заострения авторской мысли;

• афористичность поэтического высказывания;

• роль курсива в передаче авторской философской концепции;

• строгая законченность формы, её предельная отточенность;

• камерность тютчевских «экспромтов», авторская установка на «медленное» чтение.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: