1. Каковы основные причины перехода ряда стран Западной Европы к абсолютизму?
Основными причинами перехода ряда стран Западной Европы к абсолютизму были: необходимость укрепления центральной власти в условиях политической и экономической нестабильности; угроза со стороны феодальных сепаратистов и религиозных конфликтов; потребность в усилении армии и управленческой системы.
2. Обострение каких противоречий особо наглядно проявилось в Европе в начале XVII в.?
В начале XVII в. особо наглядно проявилось обострение противоречий между католиками и протестантами, а также между различными государствами, борющимися за господство в Европе.
3. В чём были причины, каким был ход и какими оказались итоги Тридцатилетней войны?
Тридцатилетняя война (1618-1648) началась из-за религиозных и политических разногласий в Германии. Она привела к разрушению экономики, населения и культуры Германии, и ознаменовала укрепление государственной власти в Европе.
1. Опираясь на документы, расскажите, какими методами абсолютистские режимы обеспечивали защиту интересов своих товаропроизводителей, их конкурентоспособность. 2. Как вы думаете, могут ли эти методы сохранять свою эффективность в современных условиях?
1. Чем Генрих IV мотивировал принятие Нантского эдикта?
Генрих IV мотивировал принятие Нантского эдикта необходимостью укрепления монархии и завоевания поддержки протестантов в государстве. 2. Каковы его основные положения?
Основные положения Нантского эдикта включали: свободу вероисповедания для протестантов во Франции, разрешение на участие в государственных должностях, возможность создания протестантских общин и т.д.
Опираясь на документ и текст параграфа, расскажите, в чём состояли идейно-теоретические основы абсолютизма.
1. В чём состоит сущность абсолютизма?
Сущность абсолютизма заключается в укреплении государственной власти и централизации управления, сосредоточении власти в руках монарха и устранении феодальных ограничений.
2. Каковы причины перехода европейских стран к абсолютизму?
Основными причинами перехода европейских стран к абсолютизму были: необходимость укрепления государственной власти в условиях политической и экономической нестабильности, угроза со стороны феодальных сепаратистов и религиозных конфликтов, потребность в усилении армии и управленческой системы.
3. Какие предпосылки усиления центральной власти сложились в странах Западной Европы?
4. Назовите особенности абсолютизма в Англии и Франции. Почему сопротивление ему приняло религиозные формы?
5. Расскажите о сути Нантского эдикта. Обеспечил ли он реальное равноправие католиков и гугенотов? Какие последствия он имел?
6. Перечислите противоречия европейской политики начала XVII в. Какие из них имели наибольшее значение?
7. Назовите основные этапы Тридцатилетней войны.
8. Каковы были итоги Тридцатилетней войны?
9. В чём состояли особенности Вестфальской системы международных отношений? Являются ли её принципы актуальными в наши дни?
1. Используя материалы Интернета, сравните жизнь и деятельность абсолютистских монархов Европы. Самостоятельно составьте сравнительную таблицу. В таблице следует отразить следующие положения: а) имя и страна; б) время нахождения у власти; в) особенности правления.
Подготовьте выступления о них. Как вы думаете, от каких личных качеств зависела успешность их политики?
2. Используя дополнительную литературу и материалы Интернета, подготовьте сообщение о пиратах XVI—XVIII вв. При подготовке сообщения сформулируйте ответы на следующие вопросы и задания: а) когда появились первые художественные произведения о пиратах; б) перечислите имена авторов, названия этих произведений и даты их создания; в) почему флибустьеров романтизировали и идеализировали многие писатели и поэты; г) какие компьютерные игры по теме вам известны и насколько, на ваш взгляд, они объективно отражают историческую действительность.
3. Прочитайте отрывки из статей трёх авторов о Вестфальской системе международных отношений.
Кайзер К. (Германия) Статья «Смена эпох»:
Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым — принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» — это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях.
Линк В. (Германия) Статья «Имперский или плюралистический мир?»:
Вестфальский мирный договор содержал «антипротестную» оговорку, направленную против возможных претензий со стороны универсальных сил по наведению порядка — верховных властителей, т.е. императора и Папы Римского. Вестфальский мир устанавливает антиимперский порядок.
Филатов А.С. (Россия) Статья «Вестфальская система как мифологема»:
К процедуре формирования национальных государств Вестфальский мир в его конфессиональных положениях имеет, безусловно, отношение, но не определяющее, а наряду с другими факторами, прежде всего действовавшими до его заключения. В общем, все сводится к тому, что мифотворчество вокруг Вестфальских соглашений 1648 г. создавалось с далёкими перспективами, выводящими нас к проблеме односторонней политической ревизии международных соглашений, зафиксировавших европейские границы в ХХ столетии.
Мнение какого автора вам наиболее близко? В чём, на ваш взгляд, он ошибается, а в чём прав? Дайте аргументированный развёрнутый ответ в виде тезисов.
4. Самостоятельно найдите материалы о проблеме периодизации новой истории и подготовьте сообщение о том, когда, кем и как разрабатывались вопросы о хронологических рамках истории Нового времени.
5. Используя официальные сайты российских художественных музеев (если удастся — то и западных), подготовьте альтернативный изобразительный ряд для изученной вами главы. Постарайтесь самостоятельно выбрать изображения, наиболее ярко отражающие материал § 26. Подготовленное слайд-шоу продемонстрируйте своим одноклассникам на уроке и обсудите с ними полученный результат.
6. Опираясь на текст учебника и электронные ресурсы, составьте сравнительную таблицу «Великие географические открытия». В таблице следует отразить следующие положения: а) имя мореплавателя; б) страна проживания; в) дата путешествия; г) открытые им земли.
Подготовьте выступления об открывателях новых земель. Как вы думаете, какие личные качества этих людей помогли им в их тяжёлых и опасных путешествиях? Ради какой цели они отправлялись в неизвестность?