ГДЗ по истории 10 класс учебник Загладин, Симония § 2. Закономерности и случайности в жизн

1. Когда и почему было принято считать, что историю творят некие высшие силы или провидение?

2. Какое учение считается вершиной материалистического понимания истории?

Марксизм.

3. В чём сущность цивилизационного подхода к истории?

Сущность цивилизационного подхода сводится к следующим положениям:
-история человечество развивается циклично в зависимости от развития
науки, технологии, материальной культуры;
-все цивилизации проходят сходные стадии в своем развитии;
-новые социальные парадигмы возникают в точках соприкосновения
традиционных культур и динамичных типов;
-причинность в истории цивилизаций лежит в географическом положении,
климате, социальной психологии населения

1. В чём состояли особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс? В какие исторические эпохи господствовали подобные взгляды? Какой представлялась роль человека в истории?

Особенность взглядов в том, что они представляли управление сверх естественными силами. Человек играет здесь пассивную роль наблюдателя. Он лишь реагирует на то, что делают высшие силы. Роль людей в этом зависела от того, какая была религиозная система. В Средние века христиане представляли историю, как постоянную борьбу Бога и дьявола. Они ждали, что это все должно привести к завершении истории – Второму приходу Христа. В этом ситуации человек, как представлялось, мог стать на сторону Бога или дьявола. Все эти представления имели место на протяжении истории с началом Средних веков до начала эпохи Просвещения.  

2. Укажите особенности исторических взглядов эпохи Просвещения. Что являлось, по мнению учёных ХVIII в., движущей силой общественного развития?

Со времен эпохи Просвещения идея прогресса стала активно использоваться в качестве всеобщего закона, детерминирующего динамику истории. Дидро, Даламбер, Вольтер, Кондорсе и другие просветители XVIII в. писали о прогрессе человечества прежде всего как о прогрессе человеческого разума. С самого начала выделились две формы использования идеи прогресса в интерпретации философии истории: вера в прогресс как таковой, в бесконечность развития, не имеющего предела; и вера в некое окончательное состояние завершения развития. Первая форма получила название прогрессизм, вторая — утопизм. 

3. Что принципиально нового в понимание вопроса о месте личности в истории внёс немецкий философ И. Кант? Как характеризовал исторический процесс Г. Гегель? Что он имел в виду под понятием «мировой дух»?

Кант подвел философскую базу под теорию либерализма, соответственно, в основе его учения - свобода личности. Исторический процесс по Канту состоит в прогрессе человечества на основе освобождения разума и развития культуры. Правда под освобождением разума он понимал, в том числе, и избавление от религиозных предрассудков, а движущие силы культуры усматривал в корыстолюбии, честолюбии, зависти, которые помогают человеку преодолеть лень и заставляют стремиться занять определенное место под солнцем (развитие протестантских взглядов).

В общем, натворил старина Иммануил делов, - приложил руку к таким вещам как нигилизм, атеизм, сверхчеловек и т. д.

Гегель создал собственную объективно - идеалистическую картину исторического процесса. По мнению Гегеля над историей витает Мировой дух-Абсолютная идея, который является единственным двигателем истории, торцом мира.

Исторический процесс - духовен по мнению Гегеля. Исторический процесс целостный процесс в котором прошлое и будущее связано через настоящее .

Человек способен осознать абсолютную идею и воплотить ее в своем развитии. Действительность конструируется разумом. Разум становится главным инструментом творения, создания и преобразования истории.

Но разум создает только фундамент истории, главной движущей силой истории является страсть.

Главная роль в истории принадлежит Великим людям. Именно они воплощают дух времени и дух народа, которым они руководят.

4. Объясните сущность марксистских воззрений на историческое развитие. Какие факторы, по мнению марксистов, являются определяющими в прогрессе человечества? Подумайте, в чём состояла ограниченность марксистского толкования истории.

С точки зрения диалектического материализма, всякое развитие порождается внутренними противоречиями, возникающими в борьбе противоположностей. Исторический же материализм уточняет, какие именно противоречия ведут к историческому развитию: противоречия между господствующим и угнетенным классами, которые принимают форму классовой борьбы. Когда противоречия накапливаются до определенной степени, происходит переход из количества в качество, и сменяется общественная формация: появляются новые классы, которые порождают новую форму общественных отношений. Например, противоречия в рабовладельческом строе ведут к его уничтожению, и появлению нового класса феодалов, который уже внедряет феодализм как формацию.
По этой логике, происходит поступательное развитие общества от рабовладения и феодализма к капитализму. С точки зрения марксистов, капитализм является последней антагонистической формацией, за ней следуют социализм и коммунизм - формации, в которых уже полностью преодолены классовые противоречия.

5. В каких значениях историки ХХ в. употребляли понятие «цивилизация»? Какие принципы лежат в основе цивилизационного подхода к истории?

Слово "Цивилизация" является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма не определенным и расплывчатым.

Многозначность этого понятия объясняется, тем что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - во времена античности.

Слово "Цивилизация" имеет лат. корень "Civis", что означает: "городской", "государственный", "гражданский". И во времена античности, и позже оно противопостовлялось понятию "silvaties", т.е. "лесной", "дикий", "грубый".

Значит уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской.

Следовательно "Цивилизация" это определенная точка развития человеческого общества, отличающая его от более примитивного древнего, варварского.

Принципы цивилизационного подхода в изучении истории были предложены английским ученый Тойнби.

История человечества, считает Тойнби, является совокупностью историй отдельных локальных цивилизаций

Эти цивилизации проходят все стадии своего развития от возникновения до гибели.

Развитие цивилизаций при этом стимулируют вызовы, стоящие перед ней.

6. Как определяют движущие силы исторического процесса сторонники теории стадий мирового цивилизационного развития?

7. Какие реалии ХХ в. вызывают опасения учёных по поводу поступательного развития человечества?

Денежная система, деньги стимулируют людей на преступления и другие негативные вещи. Вторая проблема это бесконтрольные поставки вооружения.

8. Заполните таблицу.

Движущие силы исторического развития

Сделайте вывод о том, как менялись взгляды на источники общественного прогресса.

Распространено мнение о том, что основным источником общественного прогресса является противоречия, которые есть в обществе. Так, деятельность человека, движение вперед разрешает противоречие.

Кто-то относит к источникам общественного прогресса исключительно деятельность человека, поскольку та имеет преобразовательный характер.

Общество развивается из-за производственных сил, и потому возникает еще один источник - материальное производство.

Выделяют также социальные силы, общественные классы.

Разница в форме общества. В традиционном - труд был источником общественного прогресса, в индустриальном - материальное производство, классовость, сословность, а в постиндустриальном - личность, деятельность человека.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: