ГДЗ по истории 10 класс учебник Загладин, Симония § 1. Этапы развития исторического знания

1. Какие основные черты присущи ранней стадии развития истории как науки?

Основные особенности ранней исторической науки - смешение реальных фактов и легенд, описательный характер истории, основной упор делался на жизнеописания выдающихся людей, отсутствие проверки достоверности информации, признание божественного воздействия на историю, собственная страна считалась центром мироздания. Особенностью исторического повествования того времени было также морализаторство, то есть история использовалась как средство воспитания и разъяснения "что хорошо - что плохо". Отсюда "чёрно-белый" подход в оценке фактов и исторических личностей.

2. Когда была создана единая система летоисчисления?

Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.

3. Что следует относить к историческим источникам?

Исторические источники бывают материальными и нематериальными, первичными и вторичными, намеренными (рассчитанными на изучение потомками) и ненамеренными, внутренними и внешними (характерными для данного ареала). К нематериальным относятся, например, народные предания, песни, сказания и пр.

К материальным относятся несколько групп источников: археологические, этнографические, письменные, вещественные, изобразительные, документальные, фотоисточники, фоно- и видеоисточники и др.

Примеры. Глиняная табличка с клинописным текстом является археологическим и письменным источником, в то же время это есть и документальный источник, так как в тексте отражено какое-то событие. Другой пример. Песня "По Дону гуляет казак молодой..." является нематериальным источником, так как в ней отражено предание об имевшем место в жизни народа трагическом случае.

Картины Венецианова можно отнести не только к изобразительным, но и к этнографиским источникам, так как на них изображены не только бытовые сцены, но и характерные для того времени национальные костюмы. Негатив, фото - фотоисточники. Летописи, церковные книги - письменные источники. Архивные документы могут относиться как к фото- и киноисточникам, так и к письменным. Монета будет вещественным и нумизматическим источником.

Существует множество видов классификаций исторических источников. Единой системы не существует, а источниковедение - один из самых сложных и дискуссионных предметов исторической науки. Главное, чтоб историк не забывал, что источники для него - рабочий материал, к которому нужно относиться критически и который нуждается в анализе и изучении. И тогда у резунов, носовских и фоменко будет меньше шансов для распространения своих бредовых идей.

Кратко охарактеризуйте взгляды историков прошлого на задачи исторической науки. Какие из них представляются вам более обоснованными?

1. Укажите характерные черты исторической науки на ранних стадиях её развития. В чём выражались особенности исторического познания в античную эпоху? Назовите имена выдающихся историков древности. Какие их сочинения вы читали?

Характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития

- не было четкости, ясного разграничения реальных фактов от былин и легенд (существование многих личностей спорно – например, древнерусских богатырей).  

- история была описательной – без выводов, причино-следственных связей и целеполагания.  

- для истории были важны лишь биографии правителей, и выдающихся людей – быт обычных людей оставался вне истории

- факты не проверялись на достоверность  

- одним из главных фигурантов истории – бог

- страна, история которой записывалась, была центром всего мира

- история была средством воспитания молодых поколений; выделялись плохие и хорошие герои. Например, «Владимир 1 крестил Русь, значит он хороший.»

Самые известные историки античного периода - Геродот, Плутарх, Диодор Сицилийский, Гай Саллюстий, Тит Ливий, Фукидид, ну и еще где-то около сотни имен, но я перечислил именно тех, кого сам читал.

2. Почему возрос интерес к прошлому в период Нового времени?

Нельзя утверждать, что повышенный интерес к истории — это характерная черта только Нового времени.  Например, в эпоху Возрождения интерес к истории, особенно античной, тоже явно усилился, однако Ренессанс не относится к Новому времени. Некоторые исследователи относят этот период к Средневековью, другие к раннему Новому времени, но мало кто к собственно Новому Времени.

И тем не менее, действительно, в Новое время интерес к истории становится совершенно особым. Это процесс был обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, в XVIII в. и особенно в XIX в. сначала в среде интеллектуалов, а потом и среди более широкой общественности просыпается интерес к своим национальным корням. XIX век — век национализма. Народы, у которых уже было свое государство, прибегали к написанию национальной истории, чтобы объяснить свое право на владение теми или иными землями и чтобы обосновать свою экспансию. Народы, у которых государства не было, тоже писали национальную историю, полную славных страниц, чтобы обосновать свое историческое право на создание государства и развитие своей культуры. И те, и другие обращались к национальной истории для того, чтобы понять отличия между народами, понять собственные особенности и сформировать свою национальную идентичность.

 Во-вторых, Новое время — это время появления различных политических движений: либеральных, консервативных, социалистических. Всем им нужно было обосновывать свои общественные концепции, и часто они использовали примеры из истории. Чтобы найти такие примеры, подтверждающие их взгляды, они начинали заниматься изучением истории и пробуждали интерес к её изучению у других.

В-третьих, Новое время вообще — это время гигантских перемен, время модернизации, время, когда многое, столь долго до этого существовавшее, уходило в прошлое на глазах у одного поколения. Естественно, в таких условиях людям становилось интересно получше узнать прошлое. Кому-то из ностальгии, а кому-то из практических целей.

3. Какие принципы исторического исследования сложились в ХVIII—XIX вв.?

В XVIII-XIX вв. появились новые принципы исторического исследования. Раньше история рассматривалась просто как занимательный рассказ, сказка о старине, затем — как поучение или справка. Новое время принесло понимание того, что история — это средство самопознания, с помощью которого народ узнает себя.

Появился принцип историзма, согласно которому исторические события должны рассматриваться не отдельно, а в контексте той исторической эпохи, к которой они принадлежат.

Появился принцип объективизма, согласно которому следует воздерживаться от  сугубо положительного или отрицательного оценивания какого-либо явления и процесса и необходимо рассматривать исторические события не с какой-то одной стороны, а всесторонне.

В новое время появился принцип критического отношения к источнику. Если раньше часто люди, писавшие историю, полностью доверяли тому, что было сказано в материалах, которыми они пользовались, то теперь историки стали проверять изложенные там данные, выявлять фальсификации, преувелечения, преуменьшения, познейшие правки и прочие искажения информации.

Эти принципы остаются актуальными и для современной исторической науки.

4. Каким вам представляется развитие исторической науки в ХХ в.?

Насыщенный крайне сложными и противоречивыми историческими событиями 20 век содействовал динамичному развитию исторической науки. В прошлом историческая наука обращала основное внимание на историю Европы и колонизации мира европейскими державами. Жизнь стран и народов других континентов оставалась на периферии исторического знания.
Многообразие подходов к изучению истории увеличилось и в связи с развитием других общественных наук. В начале 20 века произошло размежевание между историей, политологией, социологией и социальной психологией, которые изучали соответствующие сферы жизни общества. К концу 20 века достижения и выводы новых гуманитарных наук стали использовать для объяснения исторического прошлого. Это позволило существенно обогатить историческую науку.
Большое влияние на развитие исторической науки оказали события, произошедшие в 20 веке в России, особенно порожденные холодной войной, противостоянием СССР и США. Широкое распространение получили официальные и полуофициальные версии истории, представлявшие в наиболее выгодном свете политику той или иной сверхдержавы. Замалчивались многие исторические факты, искажалась истина.
С завершением холодной войны, утверждением в России демократических принципов организации политической жизни началось переосмысление исторического прошлого. Этот процесс имел определенные издержки: порой некритически заимствовались взгляды зарубежных историков, порожденные условиями холодной войны. Возросший в обществе интерес к новым прочтениям истории вызвал к жизни немало публицистических работ, научный уровень которых был невысок. Тем не менее увеличение многообразия точек зрения и обилие новых фактов, становящихся достоянием науки, создают основу для дальнейшего развития истории.

5. Охарактеризуйте источники исторического знания. Чем обеспечивается достоверность представлений о прошлом в современных условиях? Как вы полагаете, можно ли быть абсолютно уверенным в истинности современных интерпретаций истории человечества? Знакомы ли вы с теориями, которые кажутся вам убедительными, но не разделяются большинством историков?

Исторические источники — это все, что может быть использовано для получения достоверной информации о том или ином историческом явлении. Таким образом, к историческим источникам относятся как тексты самых разных видов (летописи, хроники, периодическая печать, данные переписей и ревизий, отчеты, доклады, юридические документы, мемуары, дневники, письма, литературные произведения) — письменные источники — так и различные неписьменные свидетельства, то есть вещи (архитектурные и скульптурные памятники, различные изображения, орудия труда, оружие, одежда, археологические находки). Кроме того, при изучении наиболее поздних периодов истории (конец XIX — XXI вв.) в качестве исторических источников могут привлекаться также аудио и видеозаписи.

Достоверность представлений о прошлом в настоящее время пытаются обеспечивать с помощью принципов историзма и объективизма, с помощью применения наиболее современных методов исследования (например, количественных) и благодаря провозглашаемому равному вниманию и уважению к любой точки зрения.

Абсолютно уверенным в современной интерпретации истории человечества, безусловно, быть нельзя, потому что, во-первых, нам неизвестны все факты о прошлом, и уже поэтому в наших интерпретациях есть элемент погрешности. Во-вторых, имеющиеся у нас факты могут быть интерпретированы очень по-разному, и каждая из интерпретаций может быть в равной степени убедительна, поэтому нет твердых оснований отдавать предпочтение какой-то из них и быть в ней абсолютно уверенным. В-третьих, сами по себе человеческие суждения не являются чем-то, в чем можно быть уверенным абсолютно.

К числу таких теорий можно отнести идею немецкого философа Фридриха Ницше, считавшего, что в основе эволюции и исторического процесса лежит воля к мощи, то есть некоторая сила, которая заставляет организмы и  личности желать превзойти себя, стать лучше, нежели они есть, и таким образом подталкивает их к развитию.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: