1. Благодаря чему была достигнута социальная и политическая стабильность в 1970-е — первой половине 1980-х гг.? В чём эта стабильность выражалась?
Социальная и политическая стабильность в 1970-е - первой половине 1980-х гг. была достигнута благодаря усиленной социальной политике, наращиванию военной мощи и национальной гордости, а также относительному экономическому благополучию. Эта стабильность выражалась в низком уровне преступности, социальной защищенности населения, высоком уровне здравоохранения и образования, сильной роли государства в экономике и политике.
2. Используя дополнительные источники, составьте характеристики (исторические портреты) Л. И. Брежнева, А. Н. Косыгина, Ю. В. Андропова, К. У. Черненко (по выбору).
3. Соберите информацию и дайте характеристику Конституции СССР 1977 г. Сравните её с предыдущими советскими конституциями.
1. Kтo и почему выступал «нарушителем спокойствия» в годы «застоя»? Как с ними боролись?
2. Как советские люди относились к диссидентам? Расспросите представителей старшего поколения — знали ли они что-либо об их деятельности, и если знали, то откуда? Что думали по этому поводу?
1. Перечислите основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве во второй половине 1960-х гг.
Во второй половине 1960-х гг. были проведены реформы в промышленности и сельском хозяйстве, направленные на улучшение эффективности производства и повышение жизненного уровня населения. Основные положения реформ: децентрализация управления, повышение ответственности руководителей за результаты работы, более гибкие цены и заработные платы, введение элементов рынка в экономику.
2. Укажите трудности, с которыми столкнулись реформы, и их причины.
Реформы столкнулись с трудностями, связанными с жесткими административными структурами, несовершенством правовой базы, слабой предпринимательской культурой и ограниченностью рынка. Кроме того, реформы сопровождались инфляцией и дефицитом товаров.
3. Как вы думаете, кто и почему сопротивлялся реформам?
Сопротивление реформам проявляли те, кто имел личные интересы в сохранении старого порядка, а также те, кто опасался потери своей власти и привилегий.
4. Сравните реформу Косыгина и нэп, найдите сходство и различия.
Реформа Косыгина и нэп имели общую цель - увеличение производительности и эффективности экономики. Однако, реформа Косыгина была проведена при сохранении государственной собственности на средства производства и централизованного планирования, в то время как нэп предполагал приватизацию и децентрализацию управления. Реформа Косыгина была более радикальной и имела более широкий масштаб, но также столкнулась с большими трудностями.
Какие преимущества и недостатки имел тот социально-экономический и политический строй, который существовал в СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг.?
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Почему период 1982—1985 гг. иногда называют междуцарствием? Какие две группы боролись в это время в руководстве страны? Кто одержал победу и почему?
3. Как проявляли себя национальные движения? Где они были наиболее мощными? Почему? Какие формы выражения недовольства преобладали в разных регионах?
4. Какие проблемы поднимало русское национальное движение? Какие предлагало пути решения данных проблем?
5. В научной литературе существуют разные мнения по вопросу, был ли советский народ выдумкой партийных пропагандистов или эта историческая общность действительно существовала. Подберите аргументы в пользу той и другой точек зрения. Подготовьте и проведите дискуссию на тему «Советский народ — идеологический миф или реальность?».
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. За что Брежнев был награждён, а затем посмертно лишён ордена «Победа»?
Брежнев был награжден орденом "Победа" за участие в Великой Отечественной войне, но позже лишен этой награды за "деятельность, несовместимую с званием Героя Советского Союза и орденом «Победа»".
2. Как были открыты и начали осваиваться нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири? Какое значение они имели для судьбы позднего СССР?
Нефтяные и газовые месторождения Западной Сибири были открыты в 1960-х годах с помощью геологических исследований. Они стали ключевыми источниками экономического роста позднего СССР и обеспечили страну необходимыми энергетическими ресурсами.
3. За что конкретно судили Синявского и Даниэля? Почему этот судебный процесс привлёк большое внимание? Как в дальнейшем сложилась судьба писателей?
Синявского и Даниэля судили за издание "запрещенных" произведений, расцениваемых как "пропаганда идеологии, порочащей советскую власть". Этот судебный процесс привлек большое внимание как в СССР, так и за рубежом. После суда они были приговорены к тюремному заключению, но позже были освобождены и выехали за границу.
4. Почему «демонстрация семерых» 25 августа 1968 г. стала одной из наиболее значимых акций советских диссидентов? Против чего она состоялась и какие имела последствия?
"Демонстрация семерых" была акцией советских диссидентов против вторжения советских войск в Чехословакию в 1968 году. Она стала одной из наиболее значимых акций диссидентского движения и привлекла внимание мировой общественности. Участники акции были арестованы и подверглись репрессиям со стороны властей.
5. Из-за чего разразилась экологическая катастрофа в районе Аральского моря? Какие ещё районы СССР стали зонами экологического бедствия и почему?
Экологическая катастрофа в районе Аральского моря была вызвана неправильным использованием водных ресурсов для орошения сельскохозяйственных угодий. Другие районы СССР, ставшие зонами экологического бедствия, включали Карелию, где был построен крупнейший в Европе целлюлозно-бумажный комбинат, и Чернобыль, где произошла крупнейшая ядерная авария в истории.