1. В чём суть аграрных преобразований Н. С. Хрущёва? Какие они имели последствия?
Аграрные преобразования Хрущёва заключались в переходе от колхозов и совхозов к индивидуальному землепользованию в крестьянском хозяйстве. Это привело к росту производства сельхозпродукции, но также вызвало ряд проблем, таких как уменьшение площади пашни и потеря эффективности коллективного землепользования.
2. Почему не утихают споры вокруг освоения целины: надо было это делать или были другие способы поднять сельское хозяйство? Приведите аргументы обеих сторон, проведите дискуссию.
Споры вокруг освоения целины не утихают из-за того, что разные стороны имеют различные мнения о том, какие способы были бы более эффективны для развития сельского хозяйства. Одни считают, что освоение целины было необходимым и эффективным способом увеличения площади земельных угодий, в то время как другие утверждают, что более эффективным было бы инвестирование в развитие технологий и повышение производительности уже имеющихся земельных угодий.
1. Как советская промышленность адаптировалась к требованиям научно-технического прогресса? Каковы были достижения и недостатки в развитии промышленности в этот период?
В период научно-технического прогресса советская промышленность адаптировалась к новым технологиям и методам производства. Были достигнуты значительные успехи в развитии тяжелой и оборонной промышленности, но были также заметны недостатки, такие как низкая производительность в некоторых отраслях и отставание от западных стран в некоторых областях науки и техники.
2. Подготовьте сообщение об одной из крупных строек периода «оттепели». Расскажите о значении данной стройки, условиях строительства, последующей работе и современном состоянии предприятия.
1. Назовите проблемы в развитии социальной сферы в СССР в 1950-е — 1960-е гг. Как Хрущёв собирался их устранить? Какие успехи были на этом пути?
2. Подготовьте сообщение (презентацию) об изменении основных социально-демографических показателей в период «оттепели» (рождаемость, смертность, младенческая смертность, продолжительность жизни, число абортов, браков и разводов и др.). Представьте эти данные в виде графиков и диаграмм. Постарайтесь в ходе своего выступления выявить и объяснить преобладающие тенденции.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Сравните развитие экономики и социальной сферы СССР в период позднего сталинизма и в период «оттепели». Что изменилось и что осталось неизменным? Найдите черты сходства и различия.
3. Проанализируйте материалы таблиц, приведённых в тексте параграфа. Можно ли на их основании сделать вывод о том, успешно или неуспешно развивался Советский Союз в период правления Хрущёва? Своё мнение обоснуйте.
4. Прочитайте повесть С. Антонова «Дело было в Пенькове» или посмотрите одноимённый фильм режиссёра Ст. Ростоцкого. Как здесь отражены реалии жизни советской деревни 1950-х гг.? (По выбору учителя или учеников может быть рассмотрено и другое произведение советской культуры на данную тему.)
5. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя А. Стреляного. Чем объясняется такое варварское поведение чиновников? Что они хотели этим добиться?
«Хватали и гнали на бойни всё, что могло передвигаться на четырёх ногах: стельных коров и супоросных свиней, телят и поросят, которым бы ещё расти и расти. У колхозников скупалось на столь памятных народу добровольно-принудительных началах всё, что имело кости, независимо от того, что на костях».
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Какие последствия имело освоение целины для народов Казахстана? Благодарен ли Казахстан советской власти за освоение его целинных земель силами всей страны?
Освоение целины в Казахстане имело негативные последствия для народов этого региона, такие как вынужденные миграции, коллективизация и голод. Казахстан не всегда благодарен советской власти за этот процесс.
2. Что такое МТС и почему Хрущёв решил их ликвидировать? Какие положительные и отрицательные последствия это имело?
МТС (малые технические средства) - это индивидуальные огороднические участки, которые были созданы для увеличения производства продуктов питания. Хрущёв решил ликвидировать МТС, так как он считал, что они неэффективны и отнимают слишком много времени у колхозников. Это привело к ухудшению качества продуктов и обострению проблем в сельском хозяйстве.
3. Почему строительство каскада гидроэлектростанций на Волге и других крупных равнинных реках приветствовалось далеко не всеми специалистами? Какие негативные последствия имело такое строительство?
Строительство каскада гидроэлектростанций на равнинных реках приветствовалось не всеми специалистами из-за негативных последствий для экосистемы и социально-экономических проблем, таких как вынужденные переселения и разрушение местных экономик.
4. Что такое Всесоюзная комсомольская ударная стройка? Какие стройки периода «оттепели» удостаивались чести так называться?
Всесоюзная комсомольская ударная стройка была программой молодежи для строительства народного хозяйства и инфраструктуры. Наиболее известными стройками, которые получили название "ударных", были Беломорканал, Куйбышевское водохранилище, Каракумский канал, Братское ГЭС и др.
5. Какой вклад внесли советские учёные в борьбу с одним из самых опасных и массовых в 1950-е гг. заболеваний — полиомиелитом? Почему история борьбы с этим заболеванием стала примером редкого в годы «холодной войны» сотрудничества учёных СССР и США?
Советские ученые внесли значительный вклад в борьбу с полиомиелитом, в том числе разработав вакцину. История борьбы с этим заболеванием стала примером редкого в годы "холодной войны" сотрудничества ученых СССР и США, так как вакцина была разработана в результате совместных исследований.