1. С какими трудностями столкнулась экономика СССР в послевоенный период? Как эти трудности преодолевались?
Послевоенная экономика СССР столкнулась с трудностями, такими как разрушенная инфраструктура, нехватка рабочей силы и продовольствия, а также высокий уровень инфляции. Эти трудности преодолевались с помощью развития плановой экономики, привлечения иностранной помощи и повышения производительности труда.
2. Почему одни отрасли промышленности в послевоенный период развивались очень быстро, а другие — медленно? Что это за отрасли? Почему их развитие отличалось такой неравномерностью?
Некоторые отрасли, такие как тяжелая промышленность и оборонная промышленность, получили приоритетное финансирование, что способствовало их быстрому развитию. В то же время, другие отрасли, такие как легкая промышленность и сельское хозяйство, столкнулись с нехваткой инвестиций и низким уровнем развития.
3. Почему сельское хозяйство очень медленно восстанавливалось в послевоенный период? Подготовьте краткое сообщение о жизни послевоенной деревни и трудностях её восстановления.
Сельское хозяйство очень медленно восстанавливалось в послевоенный период из-за разрушенной инфраструктуры, нехватки семян и удобрений, а также недостатка рабочей силы. Жизнь послевоенной деревни была трудна из-за отсутствия необходимых ресурсов и инфраструктуры, таких как электричество и транспорт.
Какие факторы (положительные и отрицательные) оказывали влияние на уровень жизни населения в послевоенный период?
На уровень жизни населения в послевоенный период оказывали влияние положительные факторы, такие как повышение уровня образования и здравоохранения, а также негативные факторы, такие как нехватка продовольствия, низкие заработки и дефицит жилья.
1. Что нового появилось в политической жизни страны в послевоенный период, а что сохранилось неизменным с довоенных времён?
В послевоенный период появились новые политические институты, такие как Верховный Совет СССР и Совет министров СССР. С другой стороны, политическая система оставалась единопартийной и тоталитарной.
2. Что такое космополитизм? Какие существуют мнения о том, почему в послевоенном СССР была развёрнута кампания по «борьбе с безродным космополитизмом и низкопоклонством перед Западом»?
3. Как вы думаете, почему Г. К. Жуков и другие крупнейшие военачальники Великой Отечественной войны не были репрессированы в послевоенный период?
Как развивались система образования и сфера науки в 1945—1953 гг.? Какие отрасли науки получали приоритетное финансирование? Почему?
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Подготовьте сообщение и расскажите об одном из героев послевоенного восстановления, удостоенном в то время звания Героя Социалистического Труда.
3. Подготовьте сообщение (презентацию) о развитии в 1945—1953 гг. одного из видов искусства (архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, художественная литература). Постарайтесь осветить не только создание новых памятников культуры, но и воздействие на данный вид искусства партийного управления и идеологии.
4. Подготовьте сообщение о жизни и творчестве какого-либо деятеля культуры в 1945—1953 гг. в интересующей вас сфере (наука, образование, искусство, спорт и др.).
5. В одном американском школьном учебнике по истории можно прочитать следующие строки: «Послевоенная реконструкция Западной Германии обычно рассматривается как экономическое чудо. Такое же чудо произошло в Италии и Японии. Но ещё более удивительным... было советское экономическое чудо». Есть ли у автора основания для столь высокой оценки? Сравните послевоенное восстановление СССР и перечисленных стран Запада, найдите черты сходства и различия.
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Кто такие «лесные братья» и «бандеровцы»? Как с ними велась борьба в послевоенном СССР? Подготовьте сообщение о советской политике в послевоенной Прибалтике и Западной Украине.
"Лесные братья" и "бандеровцы" - это названия движений, которые боролись за независимость Украины и других регионов в послевоенное время. В СССР с ними велась жестокая борьба, которая включала репрессии и военные действия. В послевоенной Прибалтике и Западной Украине проводилась политика принудительной интеграции в СССР.
2. Какую роль в послевоенном восстановлении СССР сыграли репарации с Германии и её союзников?
Репарации с Германии и её союзников сыграли важную роль в послевоенном восстановлении СССР. Они позволили компенсировать часть ущерба, нанесенного войной, и обеспечить необходимые ресурсы для восстановления экономики страны.
3. Как и с какой целью была проведена денежная реформа 1947 г., какие она имела последствия?
Денежная реформа 1947 года была проведена с целью борьбы с инфляцией и стабилизации экономики. Реформа привела к сокращению денежной массы и установлению новой валюты - советского рубля. Её последствиями стали снижение цен, уменьшение инфляции и повышение стабильности экономики.
4. В какой период в СССР практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек в школе? Зачем оно было введено? Какие имело последствия? Почему было отменено?
В период с 1920-х до 1950-х годов в СССР практиковалось раздельное обучение мальчиков и девочек в школах. Оно было введено для улучшения качества обучения и повышения эффективности школьной работы. Однако это привело к сегрегации и дискриминации девочек, а отменено было только в 1954 году.
5. Как была создана советская атомная бомба? Какую роль в этом сыграли «трофейные» немецкие учёные и данные советской разведки о создании атомной бомбы в США?
Советская атомная бомба была создана благодаря усилиям ученых и инженеров, которые работали в рамках секретной программы «Новая Земля». Они использовали данные, полученные от «трофейных» немецких ученых и разведки, чтобы разработать свою собственную ядерную технологию.
6. Какие ещё науки, помимо генетики, были объявлены в СССР «буржуазными лженауками»? За что их постигла такая судьба?