В чём заключалась революционность изменений в культуре в 1920—1930-е гг.?
В период 1920—1930-х гг. в СССР произошли значительные изменения в культуре, которые были направлены на создание новой советской культуры. Революционность этих изменений заключалась в том, что они были основаны на новых принципах и идеях, которые отличались от традиционных западных и русских культурных ценностей.
Одним из главных принципов новой культуры была идея о том, что искусство должно служить интересам народа, а не элиты. Были созданы новые формы искусства, такие как кинематограф, агитпроп, театральные постановки, которые были доступны всем слоям населения. Кроме того, была проведена активная борьба против "буржуазных" элементов в культуре, что привело к усилению цензуры и ограничению свободы творчества.
Какое достижение советской науки и техники обеспечило в будущем приоритет СССР в одной из самых престижных сфер человеческой деятельности?
Одним из ключевых достижений советской науки и техники, которое обеспечило в будущем приоритет СССР, было запуск первого искусственного спутника Земли - Спутника-1 в 1957 году. Этот запуск открыл эру космических исследований, что стало одним из самых важных достижений в истории человечества.
СССР продолжал лидировать в космической гонке, запустив первого человека в космос - Юрия Гагарина, а также первую женщину-космонавта - Валентину Терешкову. Эти события привели к значительному престижу СССР в мире и усилению его влияния.
Расскажите о каком-либо известном произведении советской литературы 1920—1930-х гг., попытайтесь объяснить причины его популярности.
Одно из самых известных произведений советской литературы 1920-х годов — «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Этот сатирический роман рассказывает о приключениях мошенника и бывшего аристократа, ищущих состояние, спрятанное в одном из двенадцати стульев. Книга была чрезвычайно популярна в свое время, с ее остроумным юмором и непочтительным отношением к советскому обществу и бюрократии. Она была широко читаема и любима как интеллигенцией, так и простыми людьми. Успех «Двенадцати стульев» можно объяснить умелым сочетанием юмора, социальных комментариев и приключений, а также изображением ярких и разнообразных персонажей.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстрации и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Приведите примеры вмешательства власти в сферу науки и художественной культуры. Какие последствия имело такое вмешательство — положительные или отрицательные?
Советское правительство осуществляло значительный контроль над сферами науки и искусства, что часто приводило к негативным последствиям. В области науки вмешательство правительства часто означало подавление исследований, не соответствующих официальной догме. Например, теория генетики была осуждена как «буржуазная лженаука», а многие ученые были арестованы или казнены. В искусстве цензура и строгий идеологический контроль привели к удушению творчества и производству работ, которые носили шаблонный и пропагандистский характер. Однако были и положительные результаты, такие как развитие образования и науки в Советском Союзе.
3. В чём проявлялось влияние идеологии на культуру? В каких сферах культурной жизни оно было наиболее сильным? Приведите конкретные примеры такого влияния.
Идеология оказала глубокое влияние на советскую культуру, особенно в таких областях, как литература, кино и изобразительное искусство. Цель советской культуры заключалась в пропаганде идеалов коммунизма и достижений Советского Союза. Это привело к сосредоточению внимания на темах труда, индустриализации и прославления рабочего класса. Реализм был доминирующим художественным стилем, так как считался наиболее эффективным способом изображения советской действительности. Художники и писатели, которые не соответствовали этим ожиданиям, часто подвергались цензуре или наказанию.
4. Сравните развитие советской культуры в 1920-е и в 1930-е гг. Укажите, что было общим (не менее трёх характеристик), а что — различным (не менее трёх различий).
Развитие советской культуры в 1920-х и 1930-х годах имело много общего, например, направленность на продвижение идеалов коммунизма и достижений Советского Союза. В оба десятилетия государство оказало значительное влияние на производство и распространение произведений культуры, что привело к появлению пропагандистского искусства и литературы. Однако в 1930-е годы больше внимания уделялось строгому идеологическому контролю и удушению художественной и интеллектуальной свободы. С другой стороны, 1920-е годы были отмечены большими экспериментами и инновациями в искусстве.
5. Выберите ту сферу духовной жизни, которая вас больше всего интересует. Используя дополнительные источники информации, подготовьте сообщение (презентацию), где попытайтесь осветить главные тенденции развития и достижения в избранной сфере в 1920—1930-е гг.
6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Как А. С. Макаренко смог добиться больших успехов в борьбе с беспризорностью? Почему его опыт до сих пор вызывает споры?
А. С. Макаренко добился больших успехов в борьбе с беспризорностью благодаря своей инновационной педагогической системе, основанной на коллективном воспитании. Он создал государственный детский дом "Горький", где применял свою систему воспитания. Он учил детей сотрудничеству, самоуправлению и ответственности, создавая коллектив, где каждый член имел определенные обязанности и права. Это помогало уменьшить беспризорность и преступность. Однако, его опыт вызывает споры из-за того, что в его методах было много элементов принудительной работы, а также из-за использования некоторых неэтичных методов для достижения своих целей.
2. Как и зачем была организована высылка творческой интеллигенции 1922 г.? Какие она имела последствия?
Высылка творческой интеллигенции 1922 года была организована в связи с опасением коммунистической партии о нежелательном влиянии интеллигенции на население страны. Целью было укрепление нового советского государства и изоляция от представителей бывшей элиты, которые могли усомниться в правильности нового курса. Эта кампания имела серьезные последствия для культуры и искусства в Советском Союзе, так как были высланы многие известные писатели, художники и ученые, что негативно сказалось на развитии искусства и науки в СССР в последующие годы.
3. Почему в 1920-е гг. М. Н. Покровский считался главой советских историков, а в 1930-е гг. «историческая школа Покровского» была подвергнута резкой критике, а многие её представители репрессированы?
4. За какие достоинства фильм С. М. Эйзенштейна «Броненосец "Потёмкин"» признан шедевром мирового кинематографа?
5. Чем замечателен проект Дворца Советов? Почему он не был реализован?