1. Каковы были причины хлебозаготовительного кризиса?
Кризис хлебозаготовок в Советском Союзе был вызван сочетанием факторов, в том числе плохими погодными условиями, неэффективными методами ведения сельского хозяйства и сосредоточением правительства на экспорте зерна для финансирования усилий по индустриализации.
2. Кто и почему поддержал свёртывание нэпа?
Иосиф Сталин и его сторонники стояли за свертыванием новой экономической политики (НЭП) в Советском Союзе. Они считали, что НЭП, допустивший некоторые частные предприятия и рыночные механизмы, тормозил продвижение страны к социалистической экономике.
3. Назовите варианты выхода из хлебозаготовительного кризиса, которые обсуждались в руководстве страны. Какой из них кажется вам более реалистичным? Почему?
Советское руководство рассматривало несколько вариантов выхода из хлебозаготовительного кризиса, включая импорт зерна из других стран, увеличение использования техники в сельском хозяйстве и расширение коллективного хозяйства. Импорт зерна был сочтен слишком дорогим, а другие варианты имели свои ограничения. В конечном итоге в качестве решения было выбрано расширение коллективного хозяйства, поскольку оно позволяло объединить более мелкие фермы в более крупные и более эффективные.
1. Что такое индустриализация? Каковы были причины проведения индустриализации? На что был нацелен первый пятилетний план?
Индустриализация относится к процессу развития промышленности страны, как правило, за счет увеличения производства и использования технологий. В Советском Союзе индустриализация считалась необходимой для того, чтобы страна догнала более развитые страны Запада, а правительство укрепило свою власть. Первый пятилетний план, запущенный в 1928 г., был направлен на быстрое увеличение промышленного производства в таких ключевых отраслях, как сталелитейная, угольная и машиностроительная.
2. Кто и как строил «гиганты индустрии»?
«Гиганты промышленности» в Советском Союзе строились коллективами инженеров, рабочих и менеджеров, зачастую работавших в экстремальных условиях и с ограниченными ресурсами. Строительство крупных фабрик и заводов требовало значительного планирования, координации и напряженной работы и часто предполагало использование принудительного труда.
3. Охарактеризуйте источники средств для проведения индустриализации.
Советское правительство полагалось на различные источники финансирования своих усилий по индустриализации, включая прибыль от продажи сельскохозяйственной продукции, иностранных инвестиций и продажи товаров в другие страны. Правительство также обложило население высокими налогами и использовало сбережения простых граждан для финансирования индустриализации. Использование принудительного труда также помогло снизить расходы.
4. Соберите информацию и подготовьте сообщение (презентацию) об одной из строек первой пятилетки (по выбору).
1. Что такое коллективизация? Каковы причины её проведения?
Коллективизация в СССР была процессом насильственной конфискации земельных участков у крестьян и их объединением в колхозы. Она была проведена с целью создания крупных коллективных хозяйств, увеличения производства сельскохозяйственной продукции и пролетаризации крестьянства. Основной причиной проведения коллективизации было желание советской власти укрепить свой контроль над крестьянским хозяйством и обеспечить стабильность в снабжении продовольствием.
2. Для чего и как осуществлялось раскулачивание, что позволило его провести?
Раскулачивание в СССР было процессом конфискации земельных участков у богатых крестьян и кулаков и лишения их всех имущественных ценностей. Это позволило советской власти уничтожить потенциальную оппозицию со стороны крестьянского класса, разрушить крестьянскую ителлигенцию, а также получить средства для проведения промышленной индустриализации.
3. Какой год Сталин назвал «годом великого перелома»? Почему?
Сталин назвал 1933 год "годом великого перелома", потому что в этом году было завершено строительство первой пятилетки, был достигнут рекордный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, а также было достигнуто полное осуществление коллективизации.
4. Как крестьяне сопротивлялись коллективизации? Какие маневры власти помогли сломить их сопротивление?
Крестьяне сопротивлялись коллективизации, так как она означала потерю их земельных участков и имущества, а также ограничение их свободы в управлении собственным хозяйством. Они проявляли активное сопротивление, в том числе уничтожали скот и зерно, сжигали здания и мосты, организовывали беспорядки. Однако, с помощью пропаганды и силовых мер, советская власть сумела сломить сопротивление крестьян и осуществить коллективизацию. Она использовала также такие меры, как создание колхозов, подкуп и диверсии, которые помогли сломить сопротивление крестьян.
Вопросы и задания
1. С помощью иллюстраций и эпиграфа в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.
2. Почему многие исследователи видят сходство между индустриализацией в СССР при Сталине и промышленными рывками России при Петре I и в конце XIX в.? В чём заключается это сходство? А в чём различия?
3. В чём причины голода 1932—1933 гг.? Какое название этот голод получил в Украине? Был ли он связан с национальным составом охваченных голодом территорий?
4. В каких художественных произведениях и кинофильмах рассказывается об индустриализации и коллективизации? Как в них правда соотносится с художественным вымыслом? (Выберите отдельное произведение для анализа, подготовьте сообщение.)
5. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ
1. Как показаны реалии повседневной жизни в период свёртывания нэпа в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок»?
2. Кто предложил использовать труд заключённых в народном хозяйстве? На какой стройке труд зэков впервые широко применялся и с какими результатами?
3. Что такое ТОЗы? Почему партийное руководство во главе со Сталиным признало их неприемлемыми для проведения коллективизации?
4. Что такое «закон о трёх колосках» (а также «закон семь восьмых», «закон от седьмого-восьмого», «закон о пяти колосках», «указ 7—8»)? Чем было вызвано его принятие и какие он имел последствия?
5. Кто такой Павлик Морозов и почему его история до сих пор вызывает ожесточённые споры?