ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин §2. Ближний восток

В чём историческое значение неолитической революции? Явилась ли она предпосылкой перехода к цивилизации?

1. Совершенствуются старые и появляются новые методы обработки камня – появляется шлифование и сверление твердых пород камня (обсидиана, нефрита). Широкое распространение получают топоры и тесла. Значение – развитие деревообработки, строительство деревянных домов, расчистка лесистых участков.

2. Истощение наземных месторождений кремня повлекло за собой разработку подземных отложений. Появляются кремниевые шахты в Европе и Азии. Значение - знакомство человека с полезными ископаемыми земных недр.

3. Одним из важнейших нововведений неолита стала керамика. Иногда даже неолит называют керамическим веком. Значение – изменение пищевого рациона. Появление гончарных печей и обжиг керамики способствовали в дальнейшем развитию металлургии.

4. На базе ручного плетения, известного еще с рубежа палеолита-мезолита развивается ткачество. Материалом служили окультуренные виды растений и шерсть домашних животных.

5. Наблюдается значительный прогресс в средствах передвижения – появляются лодки, лыжи, сани, нарты. В конце неолита было изобретено колесо. Человек становится более мобильным и осваивает раннее недоступные регионы.

6. К концу неолита относится зарождение металлургии, что послужило новым толчком к дальнейшему прогрессу в производстве.

Какие «внешние» и «внутренние» факторы, на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации?

На возникновение цивилизации влияют такие факторы:

1) природно-климатические условия;

2) существование общественной организации (народа, племени и тд.);

3) существование письменности;

4) развитое сельское хозяйство и ремесло.

Как связаны власть и собственность на Востоке? В чём учёный видит отличие собственности на Востоке от собственности на Западе?

Запад -узаконенность и гарантированность частной собственности.

Восток-всегда было отсутствие полноценной частной собственности.

Всё чужое - всё моё это запад.

Всё моё - всё чужое это восток.

Вспомните или прочитайте библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни. Какая нравственная идея в нём заключена?

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: древневосточная деспотия, власть-собственность, зороастризм, иудаизм, монотеизм, патриархальное рабство.

Древневосточная деспотия - это монархия особого типа, система государственного управления, при которой абсолютная власть правителя - это традиция, рамками которой, деспотия, однако не ограничена: индивидуальные особенности каждого государства в отдельности позволяют контролировать власть или за счёт ирригационного земледелия, или внешних войн, и следовательно сильной армии.

Власть-собственность - это собственность, при которой доступ к ресурсу и степень ее полноты определяется положением. в государственной иерархии.

Зороастризм – это первая религия, которую можно назвать мировой, поскольку ее последователем мог стать представитель любого народа, в отличие от национальных религий, рассчитанных на один народ.

Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея.

Монотеизм - это вера в существование единого божества, единого Бога. 

Патриархальное рабство – это форма рабовладения, при которой невольник жил вместе с семьей, имеющей право на него.

2. Составьте схему, отражающую характерные черты древневосточной деспотии. Каждую черту проиллюстрируйте примером из жизни Древнего Египта или Месопотамии.

Характерные черты древневосточной деспотии

- обязательная наследственность при передаче власти

- власть не ограничена, все властные полномочия сосредоточены в руках монарха

- централизация управления

- бюрократия,

- кумовство

- земельная собственность принадлежит монарху

- власть монарха божественна

- иерархия органов управления

- подчинение общества религии

3. Определите назначение и функции государства как важнейшего политического института цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии.

Так как Древний Египет являлся аграрной цивилизацией важнейшую роль в его экономике играло сельское хозяйство напрямую зависевшее от разливов Нила, поэтому необходима была сила способная организовать людей для постройки ирригационных сооружений, зернохранилищ и прочих объектов способствующих сбору и сохранению урожая, а в отсутствие четкой денежной системы необходимо было следить за распределением продуктов с/х среди населения.

4. Назовите общие черты древнейших цивилизаций Месопотамии и Египта.

1) На этих исторических регионах возникли первые речные цивилизации;

2) Главным занятием было земледелие;

3) Существование рабовладельческого строя;

4) Существовал обширный пантеон богов;

5) Письменность у этих древних цивилизаций была - клинопись.

6) В странах правила диктаторская власть.

5. Составьте сложный план рассказа или хронологическую таблицу (по вашему выбору) по теме «Великие империи древности». Справедливо ли учёные применяют к ним термин «древневосточная деспотия»?

Первая империя
Египет. 3000-30 годы до новой эры

Колыбель западной культуры
Греция. 700-146 годы до новой эры

Владычество "Царя царей"
Персия. 600-331 годы до новой эры

Мир и любовь - для всех
Индия. 322-185 годы до новой эры

Начало более чем двухтысячелетней истории
Китай. 221-210 годы до новой эры

Армия, оберегающая порядок
Рим. 509 год до новой эры - 330 год новой эры

Христианство - оплот империи
Византия. 330-1453 годы новой эры

Именем Аллаха
Арабский Халифат. 600-1258 годы новой эры

6. Выделите особенности хозяйственной жизни и государственного устройства Финикии. Как географическое положение Финикии по влияло на формирование цивилизации?

В Финикии, как и в Греции отсутствовали большие реки и долины с плодородными землями. для земледелия и пастбищ тоже места не было. Но садоводство финикийцы занимались активно - тут рос виноград и оливки. Самыми ходовыми товарами стали у этого народа вино и масло, которое обменивали на пшеницу у других народов. На Ливане были большие запасы кедров и дубов, поэтому с деревом проблем не наблюдалось. И дожди тут в достаточном количестве, поэтому на требовалось строить системы ирригации.

Месторасположение Финикии находилось на пересечении торговых путей с Востока и Юга, а также с моря. В основном города были портовыми, но не только торговлей жила Финикия. Ремесленничество процветало: тут и ювелирное дело, и литейное, и ткацкое, и обработка древесины и слоновой кости. Славились и финикийские верфи - колеблестроителям этих городов в те времена не было равных.

Кроме прочего, тут научились производить стекло и пурпурный пигмент, добываемый из моллюсков.

Финикийцы не гнушались заниматься и грабежами на море, но в основном они основывали поселения вдоль всего Средиземноморья и занимались торговлей. Ещё одно из их достижений - свой алфавит из 22 знаков.

1. Как вы думаете, с какими сложностями сталкиваются учёные, изучающие ближневосточные государства и империи древности?

Проблемы с расшифровкой письменности. Они сопровождают ученых все время, но для государств и обществ, использовавших клинопись, иероглифику — особенно сложные. В качестве примера можно привести Шумер.  Самые первые города-государства Шумера использовали так называемую клинописную письменность. Она во многом предшествует как иероглифике, так и алфавиту. С течением времени шумерский язык стал языком мертвым, священным; и для его передачи стали использовать аккадскую клинописную письменность. Но аккадский язык, в отличие от шумерского, относится к группе семитских языков. Поэтому передача шумерских слов оказалась искажена; и мы даже не можем точно представить, как звучало то или иное шумерское слово. Даже с латынью есть определенные проблемы, потому что латынь, используемая ныне представляет собой искусственный язык средневековых клириков и богословов в университетах.

2. Обсудите, была ли собственность на Древнем Востоке неразрывно связана с властью. В чём это проявлялось?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: