ГДЗ по истории 10 класс учебник Уколова, Ревякин §1. Предыстория

Историческое познание сегодня

Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения исторической науки? Приведите конкретные примеры.

Ученый утверждал, что предметом исторического изучения является исторический процесс, "историческое движение". 

Что имеет в виду С. Хантингтон, говоря о культуре как основном источнике конфликтов в современном мире? Согласны ли вы с ним?

Какой предмет изучения лежит в основе исследований представителей исторической антропологии? Как вы думаете, что будет главным в исследовании, написанном с точки зрения данной концепции?

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: история, цивилизация, историческая антропология, модернизация.

История - изучения прошлого.

Цивилизация – это один из этапов развития общества.

Историческая антропология — направление познания социокультурной истории человечества с помощью методов исторической, антропологической наук и кросс-культурных исследований.

Модернизация — это: Обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами

2. Как происходит процесс исторического познания? Представьте его в виде схемы.

3. Заполните таблицу «Исторические дисциплины» по схеме: название дисциплины, предмет её исследования.

4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.

+-вещественный - показывают быт и культуру какого-то времени
+- письменный - доносят до нас информацию тех времен от очевидцев
+-изобразительный - помогает воспроизвести события, вещи и тд
+-фонический - это устные источники, дающие возможность познакомиться с речью и фольклором. 

5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение аргументируйте.

Историк может быть объективным при одном условии, это человек, искренне, влюбленный в свою работу, который сухо передает все факты без эмоциональной окраски. Думаю, большинство историков объективны, но если ученый еще занимается общественной работой, то уже примешиваются личные мотивы

6. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект пункта 3 параграфа.

Культурологический подход сформировался в конце XIX - начале XX вв.. Он отвергал одноли­нейную европоцентристскую схему развития общества и провозглашал множественность культур и циви­лизаций, их локальность" и разнокачественность. -

Основоположником этой концепции стал русский социолог Н.Я. Данилевский (книга "Россия и Ев­ропа" -1869 г.). Он предложил теорию обособленных культурно - исторических типов общества"( цивили­заций ), имеющих своеобразие религиозного, промышленного, политического и научно - художе­ственного развития. Эти четыре основания развиты не у всех культур. Смысл истории Данилевский видел в выявлений положительной деятельности, развивающихся по своим особым законам самобытных . культурно-исторических типов народов. .

Данилевский ставил вопрос о возможном высоком предназначении славянского типа в будущем. Он пре­дупреждал об опасности бездумного заимствования чужих русскому духу европейских политических уч­реждений.

Другими представителями этого направления были О. Шпенглер, А. Тойнби и другие.

Теория постиндустриального общества разрабатывали в разных вариантах Д. Белл, З. Бжезик-ский, ОгТоффлёр и прочие. Историческую эволюцию они разделили на три основных этапа. Тра­диционная или аграрная стадия отличалась преобладание в жизни общества армии и государства. На индустриальной стадии доминируют финансово - промышленные корпорации. В постиндустриальном или информационном обществе ведущая роль отводится университетам.

В современном мире к этим стадиям соответственно относится как называемый "третий мир", индустриальные капиталистические и социалистические страны, а также США с Японией и примыкающие к ним лидеры мирового рынка.

Антиисторизм Карла Полпера. Английский философ обвинил К. Маркса в стремлении к широ­комасштабным историческим пророчествам и в историческом предопределении. К. Поппер отрицает существование каких - либо универсальных исторических законов, цель и смысл истории и "единую историю человечества".

Он считает оскорбительным для человечества, когда в ранг мировой истории возводится лишь история политической власти. Он отрицает исторический прогресс, считая, что движение к какой-либо цели возможно только для людей, но не для истории в целом. Идею прогресса Поппер отождествил с провиденциализмом, то есть предопределением внешними силами - волей Бога, провидением и други­ми.

7. Составьте схему «Три эшелона модернизации».

1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.

1. Научно-познавательная функция

Обязательным атрибутом любой науки является познавательная функция, которая также включает информативную и коммуникативную составляющие. Историческая наука обеспечивает получение, накопление, хранение и передачу информации. Это дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого, а также знакомит людей с конкретными фактами и событиями, способствующими пониманию происходящих процессов.

2. Функция социальной памяти

Одной из фундаментальных социальных функций исторической науки является формирование исторического сознания. Историческое сознание, по определению, является массовым, одной из форм общественного сознания наряду с правовым, политическим, национальным, нравственным и другими его формами. Под историческим сознанием подразумевается связь времен – прошлого, настоящего и будущего – в сознании индивида и общества в целом. Историческое сознание это своего рода генетическая память человечества.

3. Воспитательная функция

Уже античные авторы видели важнейшую задачу истории в выработке у сограждан высоких моральных и гражданских качеств. Все историки древности, европейского средневековья и нового времени, в том числе и российские, в той или иной мере являлись моралистами. Безусловно, они были правы в том, что исторические работы оказывают огромное воспитательное значение.

4. Практически-рекомендательная функция

Принято считать, что практически-рекомендательная функция позволяет выработать научно обоснованный политический курс на основе исторического опыта.

5. Прогностическая функция

Еще античные историки выдвинули идею о том, что одной из задач истории является изучение прошлого для того, чтобы познать современность и предсказать будущее. Предание гласит, что Геродот из Галикарнаса любил повторять: «Я увидел дальше других, потому что забрался на плечи своих предшественников».

2. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».

Цицерон утверждал: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». Правильным ли является его суждение? Я считаю, что да. История – очень важная наука. Но для чего ее изучать? Во-первых, каждому человеку следует помнить о своем происхождении, знать, кем были его предки, чем они жили, каков был их быт и традиции. Это помогает человеку отыскать связь между разными поколениями и осмыслить роль предков в судьбе своего государства.
Во-вторых, история помогает человечеству избегать ошибок прошлого. Не зря во времена междоусобиц на Руси летописцы писали свои произведения и припоминали о временах, когда здесь правили мудрые княжичи. Таким образом они хотели направить своих князей в нужное русло, призвать их прекратить свары во имя государства. Так и сегодня. История учит тому, что самое важное – это мир на земле.
В-третьих, история важна для будущего развития. С ее помощью мы узнаем особенности политического и экономического устройства. Можем делать определенные выводы и идти дальше. Для меня изучение истории тоже очень важно и интересно. Особенно меня интересует, кем были наши предки. Именно эта наука побуждает своих учеников  к размышлениям над кардинальными проблемами человеческого бытия.

§1. Предыстория

Что является предметом исторической науки? В чём состоят трудности исторического познания первобытной эпохи?

Предметом исторической науки можно назвать все проявления жизни человечества, начиная с зарождения социума и до настоящего времени.

Основными проблемами истории первобытного общества являются проблема периодизации и проблема отсутствия письменных источников эпохи первобытнообщинного строя по причине отсутствия в то время письменности. 

Как вы думаете, что побуждало людей уже в древности искать ответ на вопрос о происхождении мира и человека?

Осознание себя как личности. Вслед за этим осознанием неминуемо вставал вопрос о своей роли в мире, о смысле жизни. Ну а далее вопросы нарастали комом, потому что невозможно размышляя например о смысле жизни, не задаться вопросом, а что это вообще такое жизнь и кто ее создал. Поэтому даже у самых примитивных племен уже появлялись свои космогонические системы, системы рождения мира, в которых действовали боги и которые показывали рождение первого человека и его место в мире.

Конечно, я согласна с Алексом, время для таких размышлений должно было появиться - ночью у костра или зимой в пещере, когда древний человек ощущал себя в относительной безопасности и отдыхал от трудов.

Предположите (см. карту на с.23), где могли проходить «мосты суши», по которым человек переселялся в Австралию и Америку. В чём, по вашему мнению, должно было состоять культурное и биологическое приспособление человека к жизни в заполярной тундре?

Обратите внимание, что в мифах также ставятся вопросы о чести, долге, этике и нравственности. Подумайте, почему эти вопросы возникают уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества.

1. Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке: антропогенез, религия, анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, политеизм, неолитическая революция, племя, община.

Антропогенез изучает происхождение начала человека и его развитие. Это раздел науки о человеке (антропология). Использование этих данных дает возможность исторической науке понять происхождение человека. Так как это влияет на всю историю.

Религия – это представление людей о сверхъестественных силах. Религии присущи боги и духи, которым нужно поклоняться. Историческая наука, находя разные предметы древности, к примеру, божков, может больше рассказать о том времени. О людях, которые поклонялись разным богам.

Анимизм – это представление первых народов о душе, духе. Этим термином описывают то, как первобытные люди представляли себе дух и душу в каждой вещи. Люди верили в то, что у всех живых существ есть душа. Анимизм помогает узнать истории о представлениях первых людей и духовном мире.

Тотемизм – это вера и поклонение растениям и животным, с которыми связывали свою жизнь первобытные люди. Они верили в родство с ними. Тотемизм дает возможность исторической науке исследовать достоверность религиозных понятий в то время.

Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам в древние времена. С помощью находок историческая наука может доказать или опровергнуть религиозные предпочтения разных, первобытных народов.

Магия – одна из первобытных форм поклонения нечистым духам. С помощью амулетов, оберегов, ожерелий и ритуалов, люди старались защитить себя от плохого влияния. С помощью наскальных рисунков магических ритуалов и найденных амулетов, историки находят подтверждение разным обрядам и религиям.

Неолитическая революция является переходом от примитивных форм общины, от охотников к земледелию и животноводству. Археологи и историки, с помощью найденных орудий труда подтверждают, что революция происходила в разных местах, и в разное время.

Племенем называют объединение людей, которое связано родственным отношениями, языком и общей территорией. Историки находят места первобытных людей.

Община представляла собой форму социальной организации. В древние времена она была общей по труду и распределению благ. Это можно заметить по тем самым находкам историков. 

2. Что составляет содержание предыстории? Каково существенное различие предыстории и истории как двух этапов развития человечества?

В школьной программе по истории мы изучаем историю, пройденную человечеством: первобытная эпоха, история Древнего мира, Средних веков, Новое, Новейшее время.

На мой взгляд, предыстория - это время развития нашей планеты до появления человека.

А, история человечества - это со времени появления человека, его активным воздействием на планету, животный и растительный мир своей хозяйственной деятельностью.

Но, нет точных дат этим событиям.

3. Выделите основания и сгруппируйте признаки неолитической революции, приведённые в тексте параграфа.

Основными признаками неолитической революции стали:
— появление новых орудий труда из камня, полированных, тщательно отделанных, многофункциональных — переход к регулируемому возделыванию злаков и выращиванию животных;
— второе (после разделения земледелия и скотоводства) разделение труда — выделение ремесла (гончарное производство, прядение, ткачество) ;
— появление пахотного земледелия; изобретение и освоение сохи и плуга;
— создание постоянных поселений, деревень, городищ — предшественников городов; выделение строительства как особой сферы хозяйственной деятельности;
— превращение управления в особую сферу труда, появление зачатков администрации, власти вождя;
— переход к соседской общине, расслоение внутри общины;
— появление индивидуального (семейного) хозяйства и зачатков частной собственности, например индивидуальной собственности на землю;
— формирование крупных межобщинных объединений — племен, особенно в районах орошаемого земледелия; расширение военных столкновений между ними;
— усложнение и дифференциация религиозных верований, возникновение племенных богов, формирование политеизма (многобожия) .

Согласитесь, что эти признаки охватывают разные стороны человеческой жизни и разные сферы человеческой деятельности.
Материальная культура, технологии
Духовная культура
Социальные отношения.

4. Рассмотрите карту на с.23. Где располагались древнейшие очаги земледелия? Вспомните, что вы знаете о климате и растительном ми ре этих регионов. Сделайте вывод о наиболее благоприятных условиях для возникновения земледелия.

Перу
Мексика
долина Нила
Передняя Азия и Восточное Средиземноморье
Иран и Средняя Азия
долина Инда
Северо-Западный Китай
Индокитай
Индонезия

5. Охарактеризуйте основные формы первобытной религии. Как религия бы ла связана с повседневной жизнью человека?

6. Назовите стадии организации общества, предшествующие возникновению государства. Оформите данный материал в виде схемы.

Семейная община или родовая
племенной союз
государство

1. Какие новые научные открытия могут служить подтверждением того, что антропогенез не образует плавной эволюционной линии? Найдите дополнительную информацию о них в научной литературе или Интернете. Подготовьте сообщение.

2. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века» по схеме: период, новообразования, их значение.

3. В каком случае неолитическую революцию можно рассматривать как модернизацию? Свой ответ обоснуйте.

Неолитическая революция является переходом к более осознанным видам деятельности: происходит переход от собирательства к земледелию. При занятии земледелием орудия труда постепенно совершенствуются. Это позволяет выводить хозяйство на более высокий уровень, повысить количество имеющихся продуктов для пропитания, лучше себя обеспечивать (в то время хозяйство было преимущественно натуральным, направленным на удовлетворение собственных потребностей). Этот процесс можно назвать модернизацией.

4. Что учёные называют престижной экономикой? Какую роль игра ли богатство и престиж в формировании социального неравенства и собственности?

Престижная экономика — термин, использующийся для обозначения особых форм социально-экономических взаимоотношений в позднем-первобытном обществе или как называет данную формацию этнограф Ю. И. Семёнов — первобытно-престижном обществе.

5. Проанализировав текст учебника и изображения на цветной вклейке, заполните таблицу по схеме: исторический период, виды изобразительного искусства, особенности изображения.

6. Сделайте вывод о тенденциях развития изобразительного искусства в период Первобытности. Сравните их с тенденциями развития современного искусств а. Видите ли вы аналогии?

Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и древнее и современное искусство лежат в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось личностное восприятие человека окружающего мира. Человеческое мышление стало более абстрактным, и указывает на мощное развитие интеллекта. Сравнивая древнее искусство с современными, мы осознаем, что человек изменил свои приоритеты, и воспринимает явления жизни в более широком их понимании. Если в древних формах художника интересовал внешний облик предмета, его форма, то сейчас часто главными становятся эмоции, а внешние черты становятся приблизительными, неточными, часто асимметричными, что по замыслу художника передает дисгармонию. Эти тенденции стали присущи искусству в конце 19 века и продолжают развиваться до сих пор, все более отходя от реализма.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: