ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин § 4 Версальско-Вашингтонская система

1. Кто победил и проиграл в Первой мировой войне?

Если говорить о победителе Первой Мировой Войны, то следует вспомнить сперва об ее участниках. В войне участвовали страны со всех континентов, вплоть до экзотических Бразилии и Японии, которая в то время выступила против Германии. Но основными странами вдохновителями войны являлись Великобритания, Франция и Россия с одной стороны и Германия и Австро-Венгрия с другой. Формально победила Антанта, поскольку Германия подписала капитуляцию и оказалась полностью разрушенной. Но пострадали все участники. Распались империи, погибло 10 миллионов человек, карта мира оказалась сильно перекроена. Россия выбыла из числа победителей, поскольку на момент окончания войны прежней империи уже не существовало - возникла Советская Россия, но формально именно вклад России оказался решающим в победе Антанты.

2. Что такое «пробуждение Азии»?

Пробуждение Азии - это термин, которым историки называют волну освободительного движения различных народов Азии в начале 20 века. Причем если не ошибаюсь, автором этого термина был основатель Советского государства Владимир Ленин. Пробуждение Азии началось с революции в Иране и Турции в первом десятилетии 20 века и закончилось началом Второй мировой войны. К этому времени колониальная зависимость азиатских стран дала огромную трещину, которая полностью развалила всю систему во второй половине столетия. Народы Азии почувствовали возможность обретения свободы, понятие патриотизма и национальной гордости стали для них актуальными. Особняком здесь встала революция в Китае в 1925-27 годах. Она была одна из немногих успешных и показала пример другим странам.

1.Что объединяло различные планы послевоенного переустройства мира?

Восстановить экономику до военного периода.

2. В чём новаторство «14 пунктов» В. Вильсона?

Вудро Вильсон, президент СЩА, в январе 1018 года выступил со своими предложениями, известными, как «14 пунктов», они предусматривали:

1)    Свободу торговле

2)    Свободу судоходству

3)    Сокращение вооружений

4)    Возвращение России в мировое сообщество, независимо от ее общественного строя

5)    Изменение европейских границ в соответствии с национальным принципом

6)    Демократическое самоопределение народов

7)    Создание независимой Польши

8)    Создание союза наций для обеспечения «политической независимости»

9-14)     Территориальная целостность равно большим и малым государствам

 Неохотно одобренная союзниками США, эта программа легла в основу Версальского мира. 14 пунктов Вильсона были альтернативой разработанному В.И.Лениным Декрету о мире, который был куда менее приемлемым для западных держав.

1. Кто и почему принял и не принял участие в Парижской мирной конфе­ренции?

Мирная конференция в столице Франции продолжалась с 18 января 1919 по 21 января 1920 с перерывами. Участниками Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. стали двадцать семь государств-победителей и пять доминионов Великобритании, но основные вопросы решала так называемая большая четвертка, состоящая из США, Великобритании, Италии и Франции. Именно они провели почти сто пятьдесят встреч за время конференции и приняли все важные решения, которые затем ратифицировали остальные страны.

2. В чём заключались противоречия между странами Антанты на Париж­ской конференции?

Каждая страна боролась за свое, а именно:

1)    Американская и британская делегации настаивали на принципах самоопределения наций в Европе, выступали за создание Лиги Наций – союза независимых государств для урегулирования споров мирным правовым путем.

2)    Но при этом (см. п.1.) Великобритания не собиралась распространять принцип самоопределения на свои колонии. Логика где?

3)    Англичане и французы очень сильно рассчитывали расширить свои колониальные владения, впрочем, как всегда.

4)    Арабский принц Фейсал, союзник англичан надеялся «под шумок» создать единое арабское государство. Не успешно. Страны Антанты не собирались предоставлять арабам независимость.

5)    Китай очень надеялся вернуть себе территории, ранее захваченные Германией.

6)    Северная Франция надеялась взыскать по долгам за свое разорение во время войны хотя бы с Германии, т.к. России ничего подобного слышать не хотела, еще, мол чего? Еще премьер –министр Франции Клемансо очень рьяно выступал за максимальное разоружение Германии, т.к. предполагал, что она может на них напасть из-за предъявы.

3. Какое символическое значение имела дата подписания Версальского мирного договора?

1) По условиям Версальского мира Германия обязывалась передать странам Антанты: весь флот, все дирижабли, а также практически все паровозы, вагоны и грузовики;

2) Кроме того, Германии запрещалось иметь регулярную армию, заниматься выпуском оружия и военной техники;

3) Запрещалось иметь флот и авиацию. Фактически Эберт подписал не перемирие, а безоговорочную капитуляцию. Причем оснований у Германии для этого не было;

4). Союзники не бомбили немецкие города и ни один вражеский солдат не находился на территории Германии;

5)  Помимо потери армии и флота, Германия была вынуждена уступить значительную часть своей территории;

6) Версальский мирный договор 1919 года был унизительным для Германии. Большинство политиков в дальнейшем говорили о том, что это был не мир, а просто перемирие перед новой войной. Так и вышло.

1. Объясните, в чём заключался политический смысл статьи 231

2. Какие действия по отношению к Германии и её союзникам на основа­нии данной статьи становились законными?

3. Чем репарации отличаются от контрибуции? Что между ними общего? (В случае затруднений обратитесь к словарям.)

Если контрибуция - это откровенный грабеж победившей стороны, то репарация - это возмещение ущерба, понесенного победителями в ходе войны.

Применяя контрибуцию победители могут и не иметь никаких убытков. Победил, наложил контрибуцию, если не хочешь, чтобы отняли последнее, плати.

Репарация более цивилизованная форма контрибуции, при которой понесенный урон от проигравшей стороны может оцениваться по завышенным меркам.

1. Каковы основные положения Версальского мирного договора?

1) Закрепление передела мира в пользу держав-победительниц.
2) Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии-Верхней Силезии должен был быть решен плебисцитом.
3) Земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и другие остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций.
4) Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, Польши, Чехословакии.
5) Германия лишилась всех своих колоний
6) был осуществлен передел германских колоний
7) Германия по этому договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции, от всякой собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Морокко и Великобритании над Египтом
8) Вооруж.силы. Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обяз.военн.служб. отменялась
9) Германия признавала независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года, а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключ. ею с большевистским правительством.

2. Как изменились границы в Европе в результате мирных договоров с союзниками Германии?

1. Почему делегация Советской России была приглашена на Генуэзскую конференцию?

2. Почему именно Германия первой из крупных европейских стран при­знала Советскую Россию и начала с ней сотрудничать? Как вы думаете, что мешало этому сотрудничеству?

Униженная Версальским договором, Германия руководствовалась в отношениях с Россией не столько политическим, сколько экономическим расчётом. Взаимовыгодная торговля дополнялась большой технической помощью России, военно-техническим сотрудничеством.

1. С какой целью была созвана Вашингтонская конференция?

Считается, что основным инициатором конференции стали США, которые стремились усилить здесь свое влияние и уменьшить количество вооруженных сил других стран. В основном это относилось к Японии, которая наращивала армию. Также требовалось урегулировать и один крупный вопрос, где интересы имели все участники собрания. Это определение отношения и дальнейшей политики к Китаю, который до войны фактически был полуколонией, в нем разные европейские государства и США имели свои сферы влияния. Все указанные обстоятельства обозначаются в науке как причины и цели собрания.

2. Почему Япония осталась недовольна итогами конференции?

Подписание Вашингтонских договоров раскололо японское общество. Военные круги раздражены, страну охватил политический кризис. Партийные кабинеты обвинялись в неспособности защищать интересы страны. В результате к власти пришли военно—морские круги во главе с адмиралами Като и Ямамото. В японской печати развернулась антиамериканская кампания. В сентябре на заседании кабинета министров Ямамото вынес приговор вашингтонским соглашениям: «Япония никогда не верила в силу и действенность договоров и соглашений, которые подписывались в ущерб национальным интересам»

1. Какие страны были недовольны Версальско-Вашингтонской системой и надеялись в будущем её изменить?

2. Какие изменения в системе международных отношений произошли в середине 1920-х гг.?

В начале 1920-х гг. отношение Запада к Советской России изменилось в лучшую сторону. Европейскими правительствами введение нэпа в России было расценено как ослабление большевистской политической системы. В то время Советской России была необходима помощь в восстановлении разрушенного народного хозяйства, которую она рассчитывала получить от развитых капиталистических стран. В 1921—1922 гг. были заключены торговые соглашения между Россией и Англией, Австрией, Норвегией. Были подписаны еще различные договоры, улажены политические и экономические контакты с Польшей, Литвой, Эстонией, Латвией, Финляндией. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. Благодаря этим связям у России расширилась сфера влияния на Востоке. В 1921 г. страны Антанты предложили правительству России принять участие в международной конференции для урегулирования вопросов, которые были связаны с претензиями Запада к России. В апреле 1921 г. состоялась Генуэзская конференция, в которой приняли участие 29 государств. В их числе Россия, Англия, Германия, Франция. В 1923 г. возникает конфликт между Великобританией и СССР. Великобритания предъявила СССР «ультиматум Керзона» против влияния России на Среднем и Ближнем Востоке. Спустя некоторое время конфликт был исчерпан. В 1924 г. Англия официально признала Советское государство, позже к ней присоединились Франция, Италия и другие страны. Во второй половине 1920-х гг. внешнеполитический курс советского правительства был направлен исключительно на укрепление своего международного престижа. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией. 

1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сфор­мулируйте главный вопрос урока.

2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.

3. Подведите итоги Парижской конференции. В чём вы видите её позитивное влияние на развитие международных отношений? Какие принятые н ней решения представляются вам недальновидными или ошибочными?

4. Какую цель преследовали победители, сокращая вооружённые сил Германии и накладывая на неё огромные репарации?

5. Дайте оценку Вашингтонской конференции. Считаете ли вы её решения достижением по сравнению с Версальским мирным договором? Свое мнение аргументируйте.

6. Почему США отказались от участия в Лиге Наций? Как вы думаете какие это имело последствия?

Как ни удивительно, наибольшее сопротивление проект Вильсона встретил в самой Америке. Сенаторы и население полагали, что Лига Наций ограничит свободу и независимость США. Вудро Вильсон потратил очень много времени на поездки по стране и политические дебаты со своими оппонентами. Но это ни к чему не привело. В 1919 году Сенат США отказался ратифицировать Версальский мирный договор, одним из условий которого было создание Лиги Наций.

7. Д. Ллойд Джордж писал о В. Вильсоне: «Президент смотрел на себя как на Мессию, чьей задачей было спасти бедных европейцев от их старо давнего поклонения фальшивым и злым богам».

Объясните смысл этой характеристики. Как указанная особенность мировоззрения президента США повлияла на обсуждение и принятие решения на Парижской мирной конференции?

8. Один из участников версальских переговоров вспоминал: «В обстав ленном громоздкой мебелью кабинете на полу, на ковре, лежит географическая карта. Склонившиеся над ней Вильсон, Ллойд Джордж и Клемано подтащили свои кресла к ковру и нагнулись низко-низко над картой. Зател американский президент растянулся на ковре перед камином, Клемансо си дел на четвереньках позади него. Президент Вильсон, расстелив карту н ковре, склоняется над ней на коленях. Мы все становимся вокруг него. Похоже, будто мы занялись детской игрой "Каравай мой, каравай"».

Как вы думаете, в какой мере народы Европы могли повлиять на раздел этого «каравая»?

9. В Уставе Лиги Наций говорилось: «Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целост­ность и существующую политическую независимость всех членов Лиги. Если член Лиги прибегает к войне, то он рассматривается как совершивший акт войны против всех других членов Лиги». Против агрессора должна была быть применена блокада всех членов Лиги.

В каких случаях, по вашему мнению, эти меры не могли бы остановить войну?

10. Вспомните, когда, при каких обстоятельствах и на каких условиях был создан Священный союз. Почему он распался?

Священный союз- это союз трёх стран Австрии, России и Пруссии, который был создан с целью поддержания международного порядка, установленного на Венском конгрессе в 1815 году. Инициатором создания союза был Александр I. Священный союз начал разлагаться в 1820-х годах, потому что появился новый класс в обществе - буржуазия. Союз не поддерживал различные буржуазные движения, выступая наоборот за усиление монархии. Потом Россия начинает войну на Балканах, этим становится недовольна Австрия - австрийцы не готовы к появлению самостоятельных государств на Балканах, которые будут находиться в союзе с Россией. Пруссия же решила усилить своё влияние в Германском союзе, из-за чего у неё возникли конфликты с Австрией. Когда Россия вступала в разрешение этих конфликтов, они решались в пользу Австрии, что способствовало охлаждению отношений между Россией и Пруссией.

Сравните Лигу Наций и Свя­щенный союз, выделите общие черты и различия.

1. Укажите, какие государственные границы, установленные в 1918— 1923 гг., существуют до сих пор. Какие конфликты с ними связаны?

2. Охарактеризуйте Лигу Наций по плану:

• причины и цели создания;

• основные органы и их функции;

• члены Лиги Наций;

• возможности Лиги Наций в разрешении международных противоречий.

3. Последний платёж по денежным обязательствам, связанным с репа­рациями с Германии после Первой мировой войны, Немецкий федеральный банк произвёл в 2010 г. Почему выплата репараций растянулась почти на столетие?

4. Обоснованы ли были претензии, которыми обменялись западные страны и Советская Россия на Генуэзской конференции? Как и когда был ре­шён вопрос о долгах Российской империи и Временного правительства пе­ред странами Запада?

5. Что такое «декларация Бальфура»? Какую роль она сыграла в созда­нии государства Израиль?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: