ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин § 3 Революционная волна после Первой мировой войны

1. Какие новые национальные государства образовались в Центральной и Восточной Европе в 1917—1920 гг.?

В октябре 1918 г. произошло национальное определе­ние Чехии и Словакии. Пражским и Словацким националь­ными комитетами было объявлено о создании сначала не­зависимого государства Чехии, а затем о вхождении неза­висимой Словакии в состав единого Чехословацкого госу­дарства. В том же году созванное на основе провинциаль­ного собора Народное вече под давлением революционных народных выступлений объявило об отделении от Австро-Венгрии всех южнославянских провинций и провозгласи­ло независимое Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. - Югославия), которое включило в себя Черно­горию, Сербию, часть Македонии, Герцеговину, Боснию, Хорватию, Словению, Воеводину, Долмацию. Революция на глазах меняла политико-географическую карту Европы. В ноябре 1918 г. была провозглашена республика в Венгрии, затем - в Австрии.

2. Как повлияли на возникновение и становление новых государств рево­люционные события в России?

Российская революция и ее влияние на формирование новых принципов международных отношений. Как в деле слома старого порядка, так и в установлении новых реалий и новых принципов российская революция сыграла весьма важную роль. Во-первых, образовался целый ряд новых государств: Польша, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Чехословакия, Венгрия, Королевство СХС (то есть будущая Югославия). Первые пять государств в итоге получили независимость благодаря революции в России. И крайне важно, что в первый период революции большевистское правительство не только этому не препятствовало, но и вполне искренне выражало готовность признать их независимость.

1. Проанализируйте фрагменты текста конституции. Найдите в источни­ке свидетельства демократического преобразования германского госу­дарства.

2. Как авторы конституции попытались сохранить преемственность по отношению к предыдущему этапу германской государственности?

3. Определите смысл и историческое значение ст. 4.

1. Почему немецкие коммунисты не смогли прийти к власти?

Немецкие коммунисты осуществили попытку захвата власти. Местами это им удалось, теоретически они могли захватить её ещё где-то, но вопрос был не в том, чтобы власть захватить, а в том, чтобы её удержать. У них не было человека, обладающего такими интеллектуальными способностями, как Ленин у большевиков в России. В отличие от того же Ленина, они не умели управлять госаппаратом и идти на компромиссы. Поэтому Советы в Германии в 1918—1919 годах были обречены.

2. Каким было государственное устройство Германии по Веймарской конституции?

В то время (1918 г - 1933 г) там была Веймарская республика. Состояла из 15 земель и трех вольных городов. Первым президентом Веймарской республики был избран Фридрих Эберт, (1919 - 1925 г).

3. Какие политические силы выступали против Веймарской республики и почему?

1. Почему в Венгрии возник союз между коммунистами и левыми соци­ал-демократами?

После свержения Советской власти Социалистическая партия Венгрии, - объединение коммунистов с социал-демократами, - распалась. Социал-демократическая партия вышла на легальную политическую сцену под руководством крайне правых лидеров. А для венгерских коммунистов наступил длительный период подпольной работы. Один из важнейших выводов, сделанных ими после поражения Советской власти, -  пролетариат, чтобы победить, должен иметь единую революционную партию. С этих позиций критически рассмотрели объединение с Социал-демократической партией в марте 1919 г. Вследствие того, что предварительно не провели  размежевание с правым крылом социал-демократов, остававшимся на реформистских позициях и развернувшим внутри партии фракционную борьбу, революционные силы оказались значительно ослабленными, что облегчило победу контрреволюции в Венгрии.

2. Почему пала Венгерская Советская Республика?

Поражение Австро-Венгерской Империи в Первой мировой войне сформировало революционную ситуацию на всем пространстве империи. Парламент Венгрии разорвал унию с Австрией и провозгласил независимость еще 17 октября 1918 года, после публикации днем ранее манифеста императора Карла о преобразовании империи в федерацию. Отсутствие демаркации границы и территориальные споры сформировали сложный военно-политический ландшафт на пространстве бывшей империи. Одним из факторов падения Венгерской Социалистической Республики стал конфликт с Чехословакией и Румынией.

1. Чем отличались взгляды лидеров Коминтерна и Социнтерна?

Лидеры Коминтерна считали, что для улучшения положения рабочего класса необходима мировая революция. В Социнтерне придерживались мнения, что удовлетворения потребностей рабочих можно добиться путем социальных реформ. Кроме того, Коминтерн и Социнтерн имели разные мнения относительно антифашистских движений. Коминтерн их поддерживал, Социнтерн - нет.

2. В каких странах представители двух течений в социалистическом дви­жении добились наибольших успехов?

1. Как Турция отстояла свою независимость в 1920-е гг.?

Война за независимость Турции  — война турок во главе с Мустафой Кемалем против интервенции Англии, Италии, Франции, Греции и Армении и за установление республики. 

В 1919 г. Англии пришлось отказаться от контроля над внутренней и внешней политикой Афганистана. Прави­тельство Ирана расторгло кабальный англо-иранский договор, фактически отказавшись от британского про­тектората. Новое турецкое правительство под руковод­ством Кемаль-паши в октябре 1922 г. победой заверши­ло развязанную Грецией, при активной поддержке Анг­лии, войну. Турция отстояла свою независимость.

2. В чём заключались особенности турецкой модернизации?

3. Вспомните, что такое секуляризация. Почему Ататюрк уделял осо­бое внимание политике секуляризации?

1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сфор­мулируйте главный вопрос урока.

2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.

3. Почему распались империи, существовавшие в Европе перед Первой мировой войной?

4. В первоначальном варианте Веймарской конституции говорилось: «Немецкая Австрия по присоединении своём к Германской державе полу­чает право участия в рейхсрате (верхней палате парламента) с числом голо­сов, соответствующим численности её населения. До тех пор представители Австрии пользуются совещательным голосом». Это положение было отме­нено по требованию Антанты. Объясните почему.

5. Р. Люксембург так писала о ситуации, сложившейся в Германии в на­чале революции: «Революция — единственная форма "войны", где конечная победа может быть подготовлена рядом поражений. Важно, при каких об­стоятельствах понесено поражение: потому, что бурная боевая энергия масс разбилась о недостаточную зрелость исторических предпосылок, или потому, что революционное выступление было парализовано собственной половинчатостью, нерешительностью, внутренней слабостью».

О каких «исторических предпосылках» идёт речь? Что понимали комму­нисты под этими предпосылками? А что понимали социал-демократы?

6. Заполните таблицу.

Революционный подъём в 1917—1923 гг.

Причины

Основные события

Последствия

 

 

 

7. Почему после революционных событий 1917—1923 гг. возникла вражда между социал-демократами и коммунистами? В чём они обвиняли друг друга?

8. Почему реформы Ататюрка, направленные на ограничение роли ис­лама в жизни страны, не встретили серьёзного сопротивления?

9. Справедливо ли называть реформы в Турции «революцией Ататюр­ка» (такая точка зрения распространена в турецкой историографии)? С пре­образованиями в каких странах и в какие эпохи можно сравнить его рефор­мы? Своё мнение обоснуйте.

1. «Пролетарская диктатура — это не страна кисельных берегов и мо­лочных рек», — утверждал Б. Кун. Что он имел в виду? Как это мнение сказалось на ходе революции в Венгрии? Какую роль сыграл Кун в истории России?

2. Почему местом работы Учредительного собрания был выбран срав­нительно небольшой город Веймар? Укажите возможные причины этого вы­бора — политические и культурные (для этого узнайте о роли этого города в истории Германии).

3. Каковы были дальнейшие судьбы династий Гогенцоллернов, Габсбур­гов, Османов? Чем сегодня занимаются их представители? Предъявляют ли они права на когда-то утраченные престолы?

4. Что такое «легенда об ударе ножом в спину»? Когда и почему она возникла и какую роль сыграла в германской истории?

5. Практически единственным примером сравнительно успешного, мирного и демократического развития в Центральной Европе в первые по­слевоенные годы стала Чехословакия. Что позволило ей избежать потрясе­ний? Какую роль здесь сыграл политический лидер нового государства Т. Масарик?

1. В чём Великобритания видела для себя главную опасность со стороны Германии и что она планировала предпринять, чтобы избавиться от этой опасности?

То что Германия могла отправить бомбардировать Лондон что она и делала, но этот не помогло Германии демабелизировать Великобританию она в это время готовила бомбоубежища, делала патруль следящий за небом.

2. Как вы думаете, почему Великобритания не хотела «непосредственно вмешиваться в создание будущего строя Германии»?

3. Вернитесь к этому документу после изучения материала § 4 и ответь­те, что из намеченного было реализовано после поражения Германии.

1. На чём настаивала Германия и почему это требование было отвергну­то Россией?

2. Почему немецкий посол так нервничал?

3. Почему С. Д. Сазонов обнял посла перед расставанием, хотя тот представлял теперь враждебную и воюющую державу?

1. Что помогло спастись главному герою во время газовой атаки?

2. Как вы думаете, почему применение на войне «удушающих, ядовитых или других подобных газов» было запрещено международным согла­шением уже вскоре после окончания Первой мировой войны (Женев­ский протокол 1925 г.)?

3. В чём своеобразие данного информационного источника? Можем ли мы ему доверять?

1. Как образы войны преломились в творчестве Дж. Толкина?

2. Можете ли вы предположить ещё какие-либо влияния военного опыта на творчество писателя?

3. Оправдывает ли войну то, что под влиянием пережитого могут быть созданы выдающиеся произведения культуры?

1.Как британский премьер-министр характеризует трудности войны с Германией?

2. В чём он видит причины того, что Германия всё-таки потерпела пора­жение?

1. На основании республиканской конституции схематически изобразите высшие органы власти Веймарской республики.

2. Какими полномочиями наделяла Веймарская конституция президента?

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Как и рейхстаг, президент избирался всеобщим голосованием. Его власть во многом походила на монархическую:

а) При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента.
б) Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера (Этим правом воспользуется в 1933 г. президент Гинденбург, назначая канцлером Гитлера).
в) Президент мог распустить рейхстаг и назначить новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности также находились в его компетенции.
г) Особые полномочия давала президенту ст. 48. Она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостанавливать действие гражданских свобод.
д) К компетенции президента относилось и назначение правительства. Оно было ответственно перед рейхстагом, но, как показал опыт последующих лет, могло существовать и с опорой на президента Кульбакин В.Д.

1. В чём британский политический деятель У. Черчилль видит роль внеш­него фактора в установлении Веймарской республики?

2. Почему он считает более мудрой политикой сохранение в Германии монархии

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: