ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин § 19 Массовые социальные движения 1960-х годов

1. Какие основные права закрепляла Всеобщая декларация прав чело­века?

Всеобщая декларация прав человека, заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Декларация состоит из преамбулы и 30 статей.

В первых двух статьях Декларации определены важнейшие ее принципы:

· признание всех людей свободными и равными от рождения,

· признание всех людей от рождения равными в достоинстве;

· признание всех людей от рождения равными в правах;

· распространение на каждого человека всех прав, провозглашенных Декларацией.

Среди гражданских прав во Всеобщей декларации прав человека названы:

· право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность (ст.3),

· свобода от рабства (ст.4),

· запрещение пыток или унижающего человеческое достоинство обращения (ст.5),

· равенство перед законом и право на равную защиту законом (ст. 7),

· право обвиняемого в совершении преступления на гласное рассмотрение его дела справедливым, независимым и беспристрастным судом (ст.10),

· право обвиняемого в совершении преступления считаться невиновным, пока его вина не доказана (ст. 11),

2. Если большинство стран, принявших Декларацию, нарушали её, то какое она тогда имела значение?

1. В чём заключалась система расовой сегрегации в США?

Расовая сегрегация в США – это отделение белого населения США от других этнических групп (главным образом чернокожих и индейцев). Это своего рода социальные ограничения, где преимущество было на стороне "белых".
Чернокожие считались гражданами второго сорта, с худшим образованием, с худшим медицинским обслуживанием, жизнью в гетто, с заработной платой вдвоем меньше, чем у белых работников, зачастую отсутствие возможности участвовать в выборах.

2. Какие методы борьбы против расовой дискриминации считал воз­можным использовать М. Кинг? Использовали ли противники дискрими­нации иные методы?

1. Против чего выступала значительная часть молодёжи в 1960-е гг.? Какие идеи её вдохновляли?

Студенческая молодежь, различные нонконформистские настроенные маргиналы и интеллектуалы – все они стали считаться новыми потенциальными революционерами, способными пойти против новой капиталистической системы.

2. Как изменилась роль музыки в жизни общества?

1. Чем были недовольны французские студенты, вышедшие на баррика­ды в мае 1968 г.?

Протестующие требовали улучшения условий учебы, свободного доступа в университеты, личной и политической свободы, освобождения арестованных студентов.

2. Почему значительная часть французов поддержала студенческие выступления?

1. Какие меры предпринял президент Ш. де Голль для наведения в стра­не порядка?

2. Почему баррикадное противостояние завершилось бескровно и Франции удалось избежать гражданской войны?

Президент заявил, что стране угрожает коммунистическая диктатура, распустил парламент и назначил всеобщие выборы. Почувствовав, что де Голль перешёл в контрнаступление, на улицы выпели тысячи его сторонников, которые до этого пребывали в растерянности. Людям, поддержавшим в эти дни президента, раздавалось оружие.

Лидеры антиправительственного движения не хотели гражданской войны. В то же время они не смогли выдвинуть реалистичную политическую программу и закрепить свои успехи. Забастовщикам пришлось согласиться на экономические уступки предпринимателей (некоторый рост зарплаты) и прекратить стачки.

1. Против чего и за что выступали участники массовых социальных дви­жений в Германии и Италии? Чего им удалось добиться?

2. Какие последствия имел социальный кризис конца 1960-х гг.?

1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сфор­мулируйте главный вопрос урока.

2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.

3. Вспомните, при каких обстоятельствах в США было отменено раб­ство. Почему отмена рабства не привела к подлинному равноправию белых и чёрных американцев? В чём проявлялось неравноправие?

В США рабство было отменено полностью после гражданской войны... но сначала, 30 декабря 1862 г. Линкольном была подписана "Прокламация об освобождении", которая начинала действовать с 1 января 1863 г. Собственно после подписания этого документа война изменила свое значение.

Люд попросту не хотели мириться.

4. Как вы полагаете, чьими идеями руководствовался М. Кинг, выступив инициатором кампаний массового ненасильственного неповиновения?

М. Л. Кинг руководствовался идеями Махатмы Ганди (Мохандаса Карамчанда Ганди) - лидера индийского национально-освободительного движения.

5. Каковы причины политического кризиса в странах Запада в 1960-е гг.?

6. Когда и в каких странах рабочие участвовали в управлении своими предприятиями?

1)      Во Франции (май 1968 г) началась всеобщая забастовка. Рабочие захватили предприятия и заявили о готовности самостоятельно наладить производство.

2)      В Италии (1968-1969 гг) во время массовых забастовок создавались фабрично – заводские советы, которые контролировали деятельность администрации, т.е. фактически самостоятельно управляли производством.

Кроме этих стран, рабочие забастовки (стачки) имели место и в других странах. Требования рабочих заключались не только в уменьшении рабочего дня и повышении заработной платы. В том числе, они требовали личного участия в управлении своего предприятия.

7.Дж. Леннон говорил о событиях 1960-х гг.: «Это только начало, мы находимся только на заре революции». Что он имел в виду? О какой революции он говорил?

8. Заполните таблицу «Общественные движения 1960-х гг.».

Показатели

США

Франция

Италия

Причины выступлений

Нарушение прав человека, расовая дискриминация, система сегрегации (разделения): «только для белых», «только для черных»

Ухудшение условий жизни студентов и рабочих

Вызов консервативному режиму Христианско – демократической партии (ХДП), бедность определенных слоев населения

Важнейшие требования трудящихся

Восстановление гражданских прав, равноправие

Отмена авторитарных административных правил в университетских городках, повышение стипендии. Сокращение рабочей недели и повышение зарплаты рабочим, а также социальные преобразования и самоуправление на производстве.

Демократия, гласность, социальная справедливость, развод.

Участвовавшие в движении социальные слои

Негритянское население во главе с Мартином Лютером Кингом, выдающимся борцом за гражданские права, национальным героем

Студенты и рабочие

Молодежь, средние слои населения, рабочие

Результаты выступлений

Подписание Линдоном Джонсоном Закона о гражданских правах, который запрещал любые формы дискриминации на территории США.

Самое бескровное в истории страны завершение баррикадного противостояния. Требования рабочих частично были удовлетворены (повышение з/п на 15% и сокращение рабочей недели до 35 часов). Студентов просто разогнали, а осенью вернули к занятиям.

Создание фабрично-заводских советов, которые контролировали деятельность администрации. Эти Советы были узаконены правительством. Итог: Возникновение на уровне предприятий экономической демократии.

9. Г. Маркузе писал о том, что западное общество тяготеет к тоталитар­ности в той степени, в которой определяет индивидуальные потребности и устремления. Совершенствование технологий служит установлению но­вых, более действенных и более приятных форм социального контроля и со­циального сплачивания. Тоталитарная тенденция этого общества утвержда­ется путём создания сходных черт в развитии капитализма и коммунизма.

Против каких из этих «сходных черт» выступали участники массовых дви­жений 1960-х гг.? Какие черты тоталитаризма Маркузе видит в послевоен­ном индустриальном обществе?

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: