1. Как Германия готовилась к войне?
Германия готовилась к войне путем перевооружения своих вооруженных сил, наращивания производства оружия и создания новых технологий, таких как танки и самолеты. Германия также увеличивала свое влияние на другие страны путем заключения союзов и соглашений, таких как совместный план с Италией и Японией в 1936 году (основа "ось"). Германия также создала большую армию и настраивала свое общество на войну.
2. Почему Великобритания и Франция не смогли противодействовать росту германской мощи?
Великобритания и Франция не смогли противодействовать росту германской мощи из-за ряда причин. Во-первых, они не были готовы к войне и не хотели ее начинать. Во-вторых, они были разделены мнениями и интересами, которые мешали им действовать вместе. В-третьих, они недооценили опасность, которую представляла Германия, и не принимали нужных мер для противодействия.
3. Как изменилась позиция Коминтерна по сравнению с 1920-ми гг.?
В начале 1920-х годов Коминтерн считал, что мировая революция будет начинаться с Советского Союза и распространяться на другие страны. Однако к концу 1920-х годов Коминтерн пришел к выводу, что революция может начаться в любой стране и что ее успех зависит от тесного сотрудничества с местными коммунистическими партиями и другими прогрессивными силами. В 1935 году Коминтерн принял резолюцию о создании "фронтов единства" для борьбы с фашизмом.
1. Что способствовало успеху левых сил в Испании?
Успех левых сил в Испании объясняется рядом факторов, включая популярную поддержку среди рабочего класса и крестьянства, разнородность правящих элит и глубокое неравенство в обществе. Левые силы были также организованы в многочисленные группы и партии, которые объединились в Народный фронт, что увеличило их политическую мощь.
2. За что выступали противники Народного фронта? Почему они решились на мятеж против демократически избранного правительства?
Противники Народного фронта выступали за сохранение старого порядка, где главными были богатые землевладельцы, банкиры, армейские генералы и католическая церковь. Они отвергали идеи социальной справедливости, равенства и противодействия фашизму, считая их опасными для стабильности страны. Кроме того, некоторые противники Народного фронта были связаны с фашистскими группировками и стремились к установлению авторитарного режима в Испании. Причиной мятежа стало нарастание политической и экономической напряженности в стране, вызванной рядом провокационных акций со стороны правых сил. 17 июля 1936 года группа генералов, поддерживаемых правыми партиями и фашистскими группировками, начала восстание в Марокко и Испании. Они надеялись, что восстание быстро перерастет в гражданскую войну и позволит им захватить власть.
1. Какие преобразования были проведены под руководством левых сил?
После победы Народного фронта и установления республиканского правительства в Испании, были проведены масштабные социальные и экономические преобразования. Были национализированы крупнейшие промышленные предприятия, банки, земля и другие природные ресурсы. Также были введены социальные программы по борьбе с безработицей, бедностью и неравенством. Под руководством левых сил были проведены реформы в области образования и культуры, с целью расширения доступа к образованию и культурным благам для всех слоев населения. Кроме того, в Испании были проведены реформы в области прав женщин, в том числе было введено избирательное право для женщин и запрещена дискриминация на основе пола.
2. Какую позицию в отношении событий в Испании заняли ведущие державы Западной Европы и СССР?
Ведущие державы Западной Европы поддерживали правительство Испании, а СССР поддерживало республиканскую сторону.
1. Из-за чего возникли разногласия в Народном фронте? Как эти разногласия повлияли на ход и исход гражданской войны в Испании?
В Народном фронте возникли разногласия из-за различных политических и идеологических взглядов участников, что отрицательно повлияло на единство и координацию действий в гражданской войне.
2. Каковы были последствия поражения испанских республиканцев?
Поражение испанских республиканцев привело к установлению фашистского режима под руководством Франко.
1. Чем объясняется уступчивость лидеров Великобритании и Франции?
Уступчивость лидеров Великобритании и Франции объясняется стремлением избежать военного конфликта и сохранить мир в Европе.
2. Почему первыми жертвами агрессивной Германии стали Австрия и Чехословакия?
Агрессивная политика Германии привела к аншлюсу Австрии и аннексии Судетской области Чехословакии.
1. Почему закончились неудачей англо-франко-советские переговоры в Москве?
Англо-франко-советские переговоры в Москве закончились неудачей из-за разногласий между странами по поводу коллективной безопасности в Европе.
2. Какие преимущества получила каждая из сторон по Договору Моло-това — Риббентропа?
СССР получил преимущества в виде влияния на судьбы Восточной Европы, а Германия получила возможность вести войну на два фронта и поделить влияние на Европу с СССР.
1. Используя иллюстрацию в начале параграфа и вводный текст, сформулируйте главный вопрос урока.
2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.
3. Что свидетельствовало о нарушении Германией Версальских соглашений и начале широкомасштабной подготовки А. Гитлера к войне?
Нарушение Германией Версальских соглашений проявилось в подъеме военного производства, введении всеобщей воинской повинности и аншлюсе Австрии.
4. Какие мероприятия испанских революционеров не имели аналогов при проведении реформ в других странах в 1930-х гг.?
Испанские революционеры проводили мероприятия, направленные на социальную и политическую реформу, которые были уникальными и не имели аналогов в других странах.
5. Почему Испанская Республика потерпела поражение?
Поражение Испанской Республики объясняется слабостью ее армии, разногласиями внутри правительства и поддержкой фашистской Германией и Италией.
6. Почему либеральные и социал-демократические правительства стран Запада не оказали помощь демократическим странам Испании и Чехословакии в борьбе с фашизмом?
7. Республиканский генерал Э. Листер писал о боях в Мадриде: «Водители трамваев, сталкиваясь лицом к лицу с противником, превращали вагоны в баррикады, брали винтовки у раненых или убитых солдат, а часто просто кирки и лопаты — любое орудие, которым можно было убивать фашистов. Женщины, захватив кофе, коньяк и другие продукты, отправлялись на передовую, чтобы подкрепить ополченцев. Они обнимали храбрых и насмехались над теми, кто колебался... Каждый квартал города возводил свои оборонительные сооружения».
Попробуйте объяснить, почему республиканцы успешнее действовали в крупных городах, нежели в маневренной войне.
8. Один из представителей Чехословакии, присутствовавших в Мюнхене во время переговоров А. Гитлера, Б. Муссолини, Н. Чемберлена и Э. Дала-дье, рассказывал о том, что произошло после подписания соглашения: «Господин Чемберлен в длинной вступительной речи сослался на соглашение, а затем нам вручили его текст. Господин Чемберлен всё время зевал, даже не пытаясь прикрывать рот. Я спросил Даладье, ожидают ли они какого-либо ответа от нашего правительства или заявления по поводу соглашения. Представитель Франции объяснил, что главы четырёх правительств не располагают временем. Он заметил, что атмосфера во всём мире всё более накаляется. После этого с нами было покончено, и мы могли удалиться».
Чем объясняется такое поведение представителей Великобритании и Франции в отношении своих союзников? Какие их слова лучше всего объясняют это?
9. В книге «Майн кампф» А. Гитлер писал: «Таким образом мы, национал-социалисты, начинаем там, где закончили битву шесть веков назад. Мы приостановим бесконечную миграцию немцев на юг и на запад и обратим наш взор на земли, расположенные на востоке. Говоря сегодня о жизненном пространстве в Европе, мы в основном можем иметь в виду лишь Россию и её вассальные пограничные государства».
Сравните это утверждение с политикой Гитлера в 1936—1939 гг. Изменилось ли мнение Гитлера после заключения Договора Молотова — Риббентропа?
10. Известно следующее высказывание Э. Даладье: «Любое соглашение предпочтительнее мировой войны, когда вся Европа, победители или побеждённые, стали бы жертвой коммунизма». О чём оно свидетельствует? К каким последствиям привела такая позиция?
11. Охарактеризуйте основные подходы к решению международных проблем в 1930-е гг. и конкретизируйте их примерами.
I. Во многих странах в годы гражданской войны в Испании развернулось движение по созданию и отправке на борьбу с фашизмом интернациональных бригад (интербригад). В их рядах сражались антифашисты из Германии (Л. Ренн), Италии (П. Ненни), США, Великобритании (Дж. Оруэлл), Франции и других стран. Нередко на одном участке по разные стороны фронта оказывались люди одной национальности.
Подготовьте сообщение о вкладе интербригад в борьбу против франкистского мятежа или об одном из известных интербригадовцев (по выбору).
2. Какую роль в событиях в Испании играла церковь? Как отношение к ней различных политических сил повлияло на ход и исход гражданской войны?
3. Одним из лидеров испанских коммунистов была Д. Ибаррури, известная также как Пассионария (Страстная).
За что она удостоилась такого прозвища? Какую роль сыграла в истории Испании? Какие высказывания Ибаррури получили широкое распространение?
4. С гражданской войной в Испании связано возникновение одного из самых распространённых и до сих пор широко используемых политических выражений — «пятая колонна».
Как возникло это выражение, что оно означает?
5. Какова была судьба детей испанских республиканцев, вывезенных в СССР в годы гражданской войны?
6. В 1950-е гг. по распоряжению Ф. Франко был построен монументальный памятник погибшим в гражданской войне — Долина павших.
Что это за мемориал? Почему споры о нём продолжаются и сегодня?
7. Докажите, что аншлюс Австрии и присоединение Судетской области Чехословакии свидетельствовали о начале экспансионистской политики Германии.
Приведите не менее двух аргументов.
8. Чем в I 930-е гг. занималась Лига Наций? Почему этой организации не удалось предотвратить сползание мира к новой мировой войне?
9. Какие легенды окружают визит И. Риббентропа в Москву в августе 1939 г.?
10. Некоторые люди до сих пор не верят в существование секретных протоколов к Договору Молотова — Риббентропа о разграничении сфер влияния.
Есть ли основания для сомнений? Почему абсолютное большинство исследователей твёрдо убеждены в существовании протоколов?