ГДЗ по истории 10 класс учебник Шубин § 1 Мир накануне Первой мировой войны

1. Чем XX в. отличается от предыдущих столетий?

2. Какие события XX в. являются следствием тех событий XIX в., которые вы изучали?

3. Современниками каких исторических событий XXI в. вы уже были?

1. Какие военно-политические блоки сложились в Европе к 1914 г.?

Оба основных военных блока Первой мировой войны, Антанта и Тройственный союз, сложились задолго до, собственно, начала Первой мировой в 1914 году.

2. Какие между ними существовали противоречия?

Самым главным противоречием было то, что Германии казалось, что она обделена в территориях и колониях. Германия считала, что Англия и Франция владеют слишком много колоний в мире. А Россия имеет слишком большую территорию.
Еще не так давно объединенной Германии не было. После Франко-Прусской войны Германия стала сильнее и заявила свои имперские амбиции.

1. Какие группы стран по уровню развития существовали в начале ХХв.?

К началу XX века важнейшей характеристикой мирового развития стало не только увеличение числа индустриальных стран, но и разделение их на две группы, первой и второй волны модернизации, или органичного и догоняющего индустриального развития.
Страны первого эшелона индустриального развития. Для этой группы стран, к которым относились Великобритания, Франция, США, а также ряд средних и небольших государств Европы (Бельгия, Голландия, государства Скандинавии)  было характерно постепенное овладение индустриальным типом производства.

2. Каковы особенности индустриальной цивилизации?

Основные особенности индустриальной цивилизации XIX в. состоят в следующем:

- фабрика сменила мануфактуру, приведя к невиданному прежде росту производительности общественного труда.

- уровень благосостояния и качества жизни существенно возрос. В быт людей повсеместно входят телефон и телеграф, фотография и кинематограф, новые транспортные средства (паровоз, пароход, автомобиль, электрический трамвай, метро) позволяют быстрее преодолевать расстояния.

- формируется средний класс – служащие государственных учреждений и частных компаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия. Именно средний класс, в конечном счете, придает устойчивость обществу.

- складывается новая система ценностей. Главной ценностью индустриальной цивилизации становится технический прогресс и наука, которые смогли обеспечить человечеству благосостояние. В общественном сознании доминируют: польза, достаток, комфорт. В сознании общества пpoгреcc культуры начинает неправомерно отождествляться с экономическим прогрессом. Поскольку прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, то это ведет к противопоставлению западной цивилизации как «развитой» и цивилизаций других стран как «отсталых».

1. Вспомните, что такое монополии, когда и почему они возникли.

Монополия – это рыночная структура, при которой крупная компания осуществляет контроль над производством и сбытом одного или нескольких видов товара, продукции. То есть монополист на рынке обладает исключительным правом производства, торговли и других видов деятельности.

Существует пять причин возникновения монополии на рынке:

Сам закон о конкуренции на рынке. Как бы это странно не звучало, но именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать как можно больше прибыли. На основании этих желаний предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, тем самым увеличивается доля рынка, компания становиться более могущественной и влиятельной, с таким возможностями предприятие может даже поглощать и других более мелких конкурентов, просто скупая их бизнес или «выдавливая» с рынка. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.
Закон о концентрации каптала и производства. В законодательстве нашей страны есть закон, в котором говорится о том, что каждый производитель должен тратить часть свои денежных средств на развитие бизнеса, в частности на расширение границ производства, что, так или иначе ведет к тому, что масштабы производства увеличиваются и усовершенствоваются. Это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.
Новые образования глобального производства. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того создание акционерных обществ – это правомерная деятельность, которая поддерживается государством. Несколько компаний на рынке со схожим товаром объединяются и создают одно большое предприятие, такой процесс называют в экономике централизацией. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.
Процессы изменения частной собственности. Малые предприятия на рынке, безусловно, нужны и играют немаловажную роль в экономике страны. Но без формирования крупных предприятий не было бы серьезного прорыва в научной и технической сфере. Так, за последние несколько десятков лет были построены транспортные сообщения, инфраструктура многих городов, интернет, все это благодаря развитию на рынке крупных корпораций, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс.
Влияние кризисной ситуации на рынок. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние. В кризисной обстановке мелким компаниям и даже средним достаточно сложно выживать, им либо приходится уйти с рынка, либо быть в одной команде с конкурентами и строить общую империю на совместный капитал. Кризисы толкают предприятия к возникновению монополистических структур.

2. Какие положительные и отрицательные стороны имел колониализм?

Положительные последствия колониализма:
Обогащение. Появление большого количества ресурсов и необходимость эффективного их освоения стали причиной быстрого развития технологий и в конечном счёте привели к промышленной революции, то есть к скачкообразному индустриальному развитию.
Расширение сфер влияния. Одно из ключевых последствий колониализма для метрополий, так как огромные державы с владениями на разных континентах становились наиболее влиятельными государствами мира, причём как в военном плане, так и в экономическом.
Формирование мирового экономического рынка. Это было следствием расширения торговых горизонтов и развития технологий, таких, как морское дело.
Отрицательные последствия колониализма:
Замедление развития. Доступ к огромному количеству доступных ресурсов фактически лишал метрополии стимула к дальнейшему развитию. В результате сложилась парадоксальная ситуация – чем больше расширялась колониальная империя, тем больше её развитие замедлялось. Таким образом, плюсы (получение ресурсов) одновременно являлись и минусами.
Экономический кризис. Когда в Европу хлынул поток золота и серебра из Америки, эти металлы резко упали в цене, что спровоцировало мощный экономический кризис.
Неравномерное развитие. Не самое очевидное последствие колониализма для метрополий, однако, из-за того, что все ресурсы направлялись лишь на развитие центра, в целом государство развивалось неравномерно. При этом расходы на колонии тоже были, хотя их можно было бы направить на развитие метрополии. Из-за этого колониальные державы в Европе постепенно начали отставать в развитии от стран, не имеющих колоний.

1. Почему произошло «пробуждение Азии»?

Пробуждение Азии - это термин, которым историки называют волну освободительного движения различных народов Азии в начале 20 века. Причем если не ошибаюсь, автором этого термина был основатель Советского государства Владимир Ленин. Пробуждение Азии началось с революции в Иране и Турции в первом десятилетии 20 века и закончилось началом Второй мировой войны. К этому времени колониальная зависимость азиатских стран дала огромную трещину, которая полностью развалила всю систему во второй половине столетия. Народы Азии почувствовали возможность обретения свободы, понятие патриотизма и национальной гордости стали для них актуальными. Особняком здесь встала революция в Китае в 1925-27 годах. Она была одна из немногих успешных и показала пример другим странам.

События в какой стране могли повлиять на азиатские государства?

2. Что общего и в чём различия в революционном движении в азиатских странах?

1. Что такое стачка? Какие крупнейшие выступления рабочего класса в странах Европы и Америки в XIXв. вы помните?

Стачка - Коллективное прекращение труда рабочими или служащими с целью принуждения предпринимателей или государства к выполнению экон., соц. или полит, требований.

В 1812 году состоялась крупная стачка шотландских ткачей. Повторилась в 1818 году и правительство Англии приняло ряд законов против проведения стачек. Самой крупной в XIX веке стала стачка лондонских докеров, состоявшаяся в 1889 году. Длилась в течении 4 недель.

Из известных стачек США в XIX веке стоит упомянуть Гомстедовскую стачку 1892 года, произошедшую в городе Хомстед.

Интересно, что в древнерусском языке слово "стачка" означало "сговор".

2. Что такое Интернационал? Когда возник I и II Интернационал?

Интернационал — это международная организация, объединяющая социалистические, социал-демократические, а также некоторые другие партии многих стран. Она представляет интересы трудящихся и призвана бороться против эксплуатации рабочего класса крупным капиталом.

1-й интернационал возник 28 сентября 1864 года в Лондоне как первая массовая международная организация рабочего класса.

2-й интернационал — международное объединение социалистических рабочих партий, созданное в 1889 году. 

3. Что общего и в чём различия между социал-демократами и анархо-синдикалистами?

1. Вспомните, почему Балканы называли «пороховой бочкой Европы».

Дело в том, что Балканы - это такой регион Европы, в котором проживают различные народы, которые имеют разные религиозные взгляды. Там живут и православные (например-сербы) , и католики (например - хорваты) , и мусульмане (например - албанцы). Потому в этом регионе Европы существуют и были раньше этнические и религиозные конфронтации.

Этот регион располагается в окружении таких сильных держав как Турция, Австрия, Россия. Эти государства стремились распространить своё влияние на Балканы. Поэтому там были многочисленные войны, например : Русско-Турецкие войны, Первая Мировая война и др .

Так, что малейшая искра на Балканах "пороховой бочке" Европы приводила или порой могла привести к "взрыву в Европе" и за её пределами тоже.

2. Почему между развитыми странами стали нарастать противоречия? Какие предпринимались попытки решить эти противоречия мирным путём?

1. Используя иллюстрации в начале параграфа и вводный текст, сфор­мулируйте главный вопрос урока.

2. Определите, с какими событиями связаны даты на ленте времени.

3. Чем отличалось индустриальное общество от аграрного?

В аграрном обществе акцент был на выращивание культур, земледелие, скотоводство. Там было только это, так как не было ничего другого. В индустриальную эпоху появилась механическая сила станков - наладилось производство и обработка сырья, а также массовое производства продукции. Отличаются эти эпохи кардинально.

4. Как изменился капитализм в конце XIX — начале XX в.?

В конце 19 века капитализм приобрел признаки империализма. Империализм – это господство монополистического капитала. Если своими словами, то это слияние капиталов и образование крупных финансовых, промышленных монополий (картелей, синдикатов, концернов, трестов). Они брали рынки сбыта под свой контроль, разоряя мелких собственников, и убирая конкурентов.

Надо сказать, что эти объединения были настолько экономически мощными, что обеспечивали господство над миром. Политическим оформлением раздела мира стало создание колониальных империй.

5. За счёт каких качеств страны Западной Европы и США обеспечили себе господство над миром?

6. Почему капиталисты шли на уступки рабочим в конце XIX — начале XX в.?

Потому что зарплата была такая низкая, что ее можно было вполне и немного поднять.  Кроме того, они боялись народного гнева и бунта

7. Каковы важнейшие причины мировой войны? Составьте развёрнутый план ответа на этот вопрос.

Причины войны: стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний и устранению конкурентов; стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; каждая страна преследовала свою цель:

Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике.

Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн.

Австро-Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии и России, а также стремилась подавить национально-освободительное движение.

Англия стремилась уничтожить Германию, как своего основного соперника в торговли, а также забрать у Турции богатые нефтью земли.

Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове.

Россия хотела захватить Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, а также остановить назревающую в России революцию.

Непосредственным поводом к началу войны стало убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца Фердинанда в Босниии, и его жены сербским националистом Гаврилой Принципом.

8. Теоретик анархизма М. А. Бакунин утверждал, что свобода без соци­ализма — это привилегия, несправедливость и что социализм без свобо­ды — это рабство и скотство. Определите, к какой идеологии ближе это утверждение — к социал-демократии или либерализму.

Бакунин представлял себе общество как вольную организацию рабочих масс, самоуправляющуюся трудовую общину без центральной власти и управления. Что собственно, происходит, как я понимаю в наши дни. Каждый человек волен выбирать себе работу по желанию и способностям. Каждый человек может оставить/ поменять работу если его что-то не устраивает, отработав две недели по Трудовому законодательству.

Таким образом, я считаю, что вышеприведенное Бакунином утверждение ближе к социал-демократии, нежели к либерализму. Либералы хоть и ратовали за все новое, вряд ли думали так глубоко, в отличие от социал – демократов, которые боролись исключительно за социальную справедливость и состояли в своем большинстве из рабочих.

9. В 1891 г. один из лидеров германской социал-демократии А. Бебель сказал: «Земля Германии, Германское отечество принадлежит нам, на­родным массам, больше, чем кому-либо другому. Поскольку Россия опе­редила всех в терроре и варварстве и хочет напасть на Германию, чтобы разбить и разрушить её... мы, как и те, кто стоит во главе Германии, ос­тановим Россию, поскольку победа России означает поражение социал-демократии».

Чем была опасна такая установка? К каким последствиям она привела?

1. С какими легендами связана гибель «Титаника»? Что правда и что вымысел в фильме «Титаник» (1997)?

2. Почему в странах Запада изобретателем радио считают Г. Маркони, а у нас — А. С. Попова?

7 мая 1895 года на заседании Русского физико-химического общества в университете города Санкт-Петербурга был первый публичный показ в действии приемника Александра Попова. А более удачливый Маркони вовремя оценил это изобретение, прочитав о нём в журнале, выпускающемся Русским физико-химическим обществом. Ну а остальное дело техники: Маркони воспроизвел прибор по описанию, запатентовал его, создал команду, раскрутил это дело и наладил первое производство радиоприемников. Как говорится, кто успел, тот и съел.

3. Каковы итоги Гаагских конференций 1899 и 1907 гг.? Что такое меж­дународное гуманитарное право и Постоянная палата Третейского суда?

4. Почему «дело Дрейфуса» всколыхнуло всю Францию?

Один из самых серьезных политических скандалов во Франции произошел в конце 19 века. Суть его состояла в следующем: Альфреду Дрейфусу, офицеру французской армии, было вынесено обвинительное заключение (его обвиняли в шпионаже), основанное на ошибочных фактах. Когда высокопоставленные чиновники поняли, что ошиблись, то, не желая дискредитировать себя, попытались скрыть новую информацию и доказательства.

Писатель Эмиль Золя написал разоблачительную статью в газете "Аврора", в которой утверждал, что правительство и армия сговорились осудить Дрейфуса по ложным обвинениям. Он обвинял правительство и армию в преступлении против человечности и в стремлении отвлечь внимание общественности от собственных ошибок и неудач.

Так как Дрейфус был по национальности евреем, проблема приобрела антисемитский характер: мировое сообщество было ошеломлено тем, что такие вещи могли произойти во Франции, колыбели свободы, равенства и братства.

Однако главной причиной, по которой Дело Дрейфуса всколыхнуло мировую общественность, было, конечно, не ошибочное осуждение (мало ли совершено ошибок за всю историю человечества), и даже не тот факт, что осужденный был евреем, а то, что за поддержание очевидно ложного обвинения выступили все государственные структуры - армия, церковь, правительство и большая часть населения. Даже несмотря на помилование Дрейфуса в 1899 году, и его полную реабилитацию, имя его, его памятник даже в наше время иногда подвергается осквернению.

5. Почему пулемёт «максим» называют легендарным? Кто его изобрёл и усовершенствовал? Где он применялся?

Станковый пулемёт, разработанный британским оружейником американского происхождения Хайремом Стивенсом Максимом в 1883 году. Пулемёт Максима стал одним из родоначальников автоматического оружия; он широко использовался в ходе колониальных войн, Англо-бурской войны 1899-1902 годов, Первой мировой и Второй мировой войн, а также во многих малых войнах и вооружённых конфликтах XX века. Устаревший, но очень надёжный пулемёт Максима встречается в горячих точках по всему миру даже в наши дни.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: