Александр II вошёл в историю как царь-реформатор, его сын проводил контрреформы. Чей внутриполитический курс был более результативен?
Внутриполитический курс Александра II был более результативен, так как он проводил ряд реформ, направленных на модернизацию и развитие России, в том числе реформу освобождения крестьян, установление местного самоуправления и судебной реформы. Его сын, Александр III, проводил контрреформы, направленные на ограничение гражданских свобод, усиление цензуры и жесткую политику по отношению к национальным меньшинствам.
Вспомните значение понятий: реакционный курс, цензура, марксизм, стачка.
Реакционный курс - политический курс, направленный на отмену или ограничение реформ, проводимых предыдущими правительствами. Цензура - система ограничения свободы слова, включающая запрет на публикацию определенных материалов и контроль за содержанием печатных изданий, кино, телевидения и т.д. Марксизм - социально-политическое учение, основанное на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса, которое предлагает решение социальных проблем через установление социализма и коммунизма. Стачка - коллективное прекращение работы работниками, направленное на достижение определенных требований, например, повышение зарплаты или улучшение условий труда.
Какие идеологические направления сформировались в общеевропейском общественном движении в XIX в.? На какие идеи опирался Александр III и его соратники, осуществляя контрреформы?
В XIX в. сформировались такие идеологические направления, как либерализм, консерватизм, социализм и национализм. Александр III и его соратники опирались на консервативные идеи, такие как защита автократии, церкви и народности, а также проводили политику по отношению к национальным меньшинствам, основанную на принципе «русификации».
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: контрреформы, земский начальник, циркуляр о «кухаркиных детях», марксизм, земский либерализм.
Контрреформы - это реформы, направленные на отмену или ослабление ранее проведенных реформ. В России контрреформы были проведены в 80-е годы XIX века и направлены на ограничение прав и свобод граждан, подавление национальных движений и укрепление централизованной власти. Земский начальник - должностное лицо, назначенное губернатором для управления земским учреждением на местном уровне. Циркуляр о «кухаркиных детях» - циркуляр, изданный Министерством внутренних дел в 1867 году, запрещавший отправлять детей служанок в дома детей-сирот. Марксизм - учение, созданное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, основанным на теории классовой борьбы и диктатуре пролетариата. Земский либерализм - политическое движение, возникшее в России в конце XIX века, поддерживающее развитие земств, увеличение гражданских свобод и создание представительных органов власти.
2. Как характеризуют политические взгляды Александра III манифест «О незыблемости самодержавия» и высказывание на заседании Совета министров 8 марта 1881 г. при обсуждении проекта М. Т. Лорис-Меликова: «Слава Богу, этот преступный шаг к конституции не был сделан»?
Политические взгляды Александра III характеризовались консерватизмом и приверженностью идее самодержавия. Манифест "О незыблемости самодержавия" был направлен на укрепление авторитарной власти, а высказывание на заседании Совета министров говорит о его нежелании проводить какие-либо конституционные реформы.
3. Проанализируйте действия Александра III по нейтрализации реформ 60—70-х гг. XIX в. Заполните таблицу «Контрреформы 80-х гг. XIX в.».
4*. А. А. Корнилов писал: «Значение великих преобразований эпохи реформ было таково, что черта, проведённая ими в русской жизни между дореформенной и пореформенной эпохой, стала непроходима и неизгладима; никакая реакция в правительственных и даже в некоторых общественных кругах не могла уже вернуть Россию к её прежнему, дореформенному положению». Согласны ли вы с этой точкой зрения? Подтвердите её фактическими данными или опровергните.
5. Систематизируйте информацию по теме «Общественное движение 1880-х — первой половины 1890-х гг.». Составьте схему, включив в неё различные группы и течения.
6. Какие изменения происходили в 1880-х — начале 1890-х гг. XIX в.: а) в либеральном движении; б) в народническом движении?
7*. Сравните идеи марксистов и революционных народников. Выскажите своё мнение о том, насколько точно оба направления отражали расстановку социально-политических сил и перспективы развития России.
8*. Подготовьте и разыграйте один из диалогов: между революционным народником 1870-х гг. и либеральным народником 1880-х гг.; между марксистом и революционным народником; между марксистом и деятелем земского либерального движения.