Какие направления общественной мысли 50—60-х гг. XIX в. оказали наиболее значительное влияние на общественное движение того времени и почему?
Наиболее значительное влияние на общественное движение 50-60-х гг. XIX в. оказали следующие направления общественной мысли: либерализм, славянофильство, западничество и революционное движение. Либеральные и западнические идеи выражали стремление к преобразованию России в соответствии с западноевропейскими образцами, а славянофилы отстаивали уникальность российской культуры и истории. Революционное движение выступало за насильственную смену социально-политического строя.
Вспомните значение понятий: публицистика, пропаганда, прокламация, воззвание, революционное подполье.
Публицистика - печатные издания, направленные на общественное воздействие. Пропаганда - систематическое внушение определенных идей и взглядов. Прокламация - официальный документ с обращением к народу. Воззвание - обращение к общественности, призыв к действию. Революционное подполье - тайное общественное движение, направленное на свержение власти.
Какие изменения происходили в положении сословий России в XIX в.? Кто такие разночинцы?
В XIX в. происходили изменения в положении сословий России, связанные с освобождением крестьян, ростом индустриализации и укреплением буржуазии. Разночинцы - это люди, которые не принадлежали к определенному сословию, не имели четкого общественного статуса и были вне закона.
1. Дайте объяснение понятиям и терминам: разночинец, прокламация, нигилизм, артель, нечаевщина.
Разночинство - это социальное явление, которое связано с распространением индустриализации и городской жизни в России. Разночинец - это человек, который не имел определенного сословного статуса и часто занимался преступной деятельностью. Нигилизм - это философское направление, отрицающее все традиционные ценности и нормы общества. Артель - это форма коллективной работы, распространенная в традиционном русском обществе. Нечаевщина - тайное революционное общество, основанное С. Г. Нечаевым в 1869 году.
2. Короткий период 50-х гг. XIX в. вошёл в историю как «оттепель». Объясните смысл этого названия.
3. Определите причины, обусловившие раскол общественного движения в конце 1850-х — начале 1860-х гг. В чём выражалось идейное размежевание?
4. Какие социальные процессы привели к появлению разночинства? Дайте социально-психологическую характеристику разночинца. Существует ли связь между нигилизмом и разночинством? Используйте документ. Выскажите своё отношение к разночинцу как историческому деятелю.
Разночинство возникло в результате социально-экономического неравенства и ограничений в доступе к образованию для крестьян и других низших слоев населения. Разночинец был человеком, который благодаря своим способностям и уму смог вырваться из своей социальной группы и достичь высокого положения в обществе. Нигилизм и разночинство были связаны в том смысле, что оба течения были против авторитарных структур общества. Я не могу высказать свое отношение к разночинцу как историческому деятелю, так как вопрос сформулирован не конкретно.
5. Систематизируйте информацию о революционных кружках 60-х гг. XIX в. Начните заполнять таблицу «Революционные организации 60—70-х гг. XIX в.».
6. Почему Н. Г. Чернышевский был «властителем дум» молодёжи 1860-х гг.? В чём проявилось его влияние?
Чернышевский был «властителем дум» молодежи 1860-х годов благодаря своей популярности как писателя и его идеологической позиции, которая отражала стремление молодежи к переменам и социальной справедливости. Его влияние проявлялось в литературе, журналистике, общественной деятельности и формировании молодежных кружков и организаций.
7*. Дайте свою оценку пропагандистским и террористическим методам деятельности революционных организаций в 1860-е гг. Примите во внимание их результативность и воздействие на общество и общественное мнение.
Пропагандистские и террористические методы деятельности революционных организаций в 1860-х годах могли иметь различную результативность и воздействие на общество и общественное мнение. Некоторые из этих методов могли привести к насилию и потерям жизней, что нельзя одобрить, но в то же время эти методы могли привлекать внимание к социальным проблемам и вызывать общественную поддержку.
8*. В 60—70-е гг. XIX в. Российское государство проводило реформы, стремясь к эволюционному преобразованию общества. Почему в процессе проведения реформ активизировались радикальные слои общества? Является ли это явление закономерным?
В процессе проведения реформ в 60-70-х годах XIX века активизировались радикальные слои общества, так как некоторые реформы были недостаточными для решения социальных проблем и не отвечали ожиданиям населения. Явление активизации радикальных слоев общества в таких условиях можно считать закономерным, так как это было проявлением неудовлетворенности населения.
9*. Подготовьте сообщение об одном из революционеров-шестидесятников.