ГДЗ по истории России 10 класс учебник Левандовский §19. Начало правления Александра II. К

Почему необходимая стране Крестьянская реформа была неоднозначно воспринята разными слоями общества?

Вспомните значение понятий: крепостной, удельный, государственный крестьянин, барщина, оброк.

Какие формы землевладения и землепользования существовали в европейских странах и США в XIX в.?

1. Дайте объяснение понятиям и терминам: рескрипт, временнообязанный крестьянин, норма надела, отрезок, капитализация оброка из 6% годовых, выкупные платежи, сельский и волостной сходы, староста, волостной старшина.

Рескрипт: Официальный приказ или декрет, изданный правительством или правителем.
 • Временнообязанный крестьянин (временнообязанный крестьянин): Крестьянин, который был обязан оказывать определенные трудовые услуги своему помещику в течение определенного периода времени, обычно от трех до пяти лет.
 • Норма надела: количество земли, которое крестьянин имел право обрабатывать по условиям декрета об освобождении 1861 года.
 • Надел (отрезок): Земельный участок, выделенный крестьянской семье по условиям освободительного декрета 1861 года.
 • Капитализация оброка в размере 6% годовых: практика расчета текущей стоимости будущих платежей оброка (годовая рента, выплачиваемая крестьянином землевладельцу) при допущении годовой процентной ставки 6%.
 • Выкупные платежи: платежи крестьян правительству или помещикам за покупку земли, отведенной им по условиям освободительного декрета 1861 г.
 • Сельские и волостные собрания (сельские и волостные сходы): местные советы крестьян и помещиков в сельских и волостных (уездных) общинах соответственно.
 • Староста: Крестьянин, избранный общиной старостой и представителем в отношениях с властями.
 • Волостной старшина: чиновник, назначаемый правительством для надзора за управлением волости и посредника между крестьянами и властями.

2. Приведите аргументы о необходимости отмены крепостного права с экономической, социальной, политической, духовной (культурной) точек зрения, которые высказывались накануне проведения Крестьянской реформы.

Аргументы за отмену крепостного права:
 • Экономические: крепостное право было неэффективным и мешало развитию сельского хозяйства и промышленности. Бесплатная рабочая сила была необходима для повышения производительности и стимулирования экономического роста.
 • Социальные: Крепостное право рассматривалось как несправедливая и унизительная система, нарушающая основные права человека. Это также было источником социальных волнений и конфликтов между различными классами.
 • Политические: Крепостное право было препятствием для модернизации государства и создания более централизованной и эффективной администрации. Освобождение крепостных рассматривалось как необходимый шаг к политической реформе и демократизации.
 • Духовные: институт крепостного права был несовместим с моральными и религиозными ценностями современного мира. Церковь и интеллигенция сыграли ключевую роль в продвижении идеи свободы и достоинства человека.

3. Что заставляло государственную власть медлить с отменой крепостного права? Какую роль в проведении реформы сыграла Крымская война? Объясните слова В. О. Ключевского: «Севастополь ударил по застоявшимся умам».

Причины задержки отмены крепостного права:
 • Сопротивление дворянства, опасавшегося потери своего имущества и привилегий.
 • Отсутствие консенсуса среди правящей элиты относительно наилучшего способа реформирования системы и роли государства в этом процессе.
 • Страх перед социальной и политической нестабильностью, которая может возникнуть в результате отмены крепостного права.
 • Отвлечение, вызванное внешними конфликтами и войнами, такими как Крымская война (1853-1856 гг.), которые отвлекали внимание и ресурсы от внутренних реформ.
 • Отсутствие четкого и всеобъемлющего плана освобождения крепостных, что усложняло процесс и приводило к путанице и неопределенности.
По мнению В.О. Ключевского, Крымская война оказала преобразующее воздействие на русское общество и сознание, так как обнажила слабости и отсталость старого режима и стимулировала стремление к переменам и прогрессу. Осада Севастополя, главного русского оплота в войне, рассматривалась как символ борьбы старого и нового, а его падение интерпретировалось как знак необходимости реформ.

4. Объясните, как согласно «Положению о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости»: а) решался вопрос о личной свободе крестьян; б) решался вопрос о крестьянском земельном наделе; в) организовывалась выкупная сделка. Что в этих решениях не соответствовало интересам крестьян?

Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», принятое в 1861 году, регулировало процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в России. Оно определяло следующие меры:
а) Вопрос о личной свободе крестьян решался путем отмены крепостного права, которое ограничивало личную свободу крестьян. Согласно новому закону, крестьяне получили свободу передвижения и право на выбор места жительства.
б) Вопрос о крестьянском земельном наделе решался путем предоставления крестьянам земли, но в пользование, а не в собственность. Крестьяне получили возможность арендовать землю у помещиков на 49 лет и использовать ее для сельского хозяйства.
в) Организовывалась выкупная сделка, которая предусматривала, что крестьяне должны были выкупить у своих помещиков землю, которую они использовали для сельского хозяйства. Выкупная сумма рассчитывалась на основе оценки земли и должна была выплачиваться крестьянами в течение 49 лет.

В этих решениях не было учтено мнение крестьян, которые хотели получить землю в собственность, а не в аренду, а также не учтены интересы помещиков, которые теряли своих крепостных работников.

5. Как было организовано крестьянское самоуправление? Объясните, почему государство опиралось на общинные традиции.

Крестьянское самоуправление в России было организовано на основе общинных традиций. Община - это группа крестьян, живущих в одной деревне, которые объединены общим хозяйством и самоуправлением. Община решала вопросы, связанные с землей, налогами, управлением общинным имуществом, судопроизводством, наказанием нарушителей общинных правил и т.д

6. Проанализируйте роль реформы в развитии России. Что означает характеристика «двойственность и непоследовательность реформы»? Заполните таблицу «Реформа 1861 г. и пережитки крепостничества в России».

7*. Александр II вошёл в историю как царь-освободитель. Вам предоставляется право подтвердить его заслуги перед Россией или опровергнуть их. Подготовьте краткую речь на эту тему.

8*. Используя дополнительную литературу, подберите информацию и подготовьте сообщение на тему «Отношение крестьян к отмене крепостного права (1861—1862)».

Вы просматриваете решебник по истории России 10 класс учебник Левандовский §19. Начало правления Александра II. Крес

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: