Проблема. Какие противоречия и почему существуют в развитии культуры России первой половины XIX в.?
В развитии культуры России первой половины XIX в. существовали противоречия между сохранением традиционных форм и стремлением к новому.
Вспомните значение понятий: ампир, романтизм, реализм, эклектика.
Ампир - стиль архитектуры и дизайна, романтизм - идеология и художественное направление, реализм - художественное направление, эклектика - сочетание различных стилей в одном произведении.
Как происходило становление национального самосознания жителей России в XVII - XVIII вв.?
Национальное самосознание жителей России в XVII - XVIII вв. становилось благодаря объединению вокруг религиозных, культурных и национальных ценностей.
1. Сравните развитие системы просвещения в царствование Александра I и Николая I: а) какие принципы остались неизменными; б) что изменилось к лучшему; в) какие негативные явления в сфере просвещения появились во второй четверти XIX в.
Система просвещения в царствование Александра I и Николая I отличалась открытостью к западной культуре, а также созданием университетов и научных институтов.
2. Объясните, почему во второй четверти XIX в. восторжествовала идея, «что вооружать нацию знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей» (А. А. Корнилов).
Во второй четверти XIX в. возникла идея ограничения проникновения политических идей в общество.
3. Какие новые явления возникли в отечественной науке и культуре в первой половине XIX в.?
В первой половине XIX в. в отечественной науке и культуре возникли новые явления, такие как славянофильство и западничество. Российская наука внесла вклад в развитие мирового научного знания, в том числе в области математики, физики, химии и биологии.
4. Проанализируйте развитие отечественной науки в первой половине XIX в. Используя знания по всеобщей истории, определите вклад российской науки в развитие мирового научного знания.
5*. Подберите литературные примеры, которые позволят показать особенности романтизма и реализма. Какие факторы влияли на утверждение реалистического направления в русской литературе?
Романтизм отличался использованием фантастических элементов, эмоциональностью и экспрессивностью, а реализм - реалистичным изображением действительности и вниманием к социальным проблемам. Утверждение реалистического направления в русской литературе было связано с появлением критических взглядов на социальные явления и проблемы в обществе.
6*. Прослушайте отрывки из музыкальных произведений М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского. Поделитесь своими впечатлениями. Как были связаны между собой музыка, литература и история?
7*. Подготовьте рассказ об одном из живописных, скульптурных или архитектурных произведений эпохи.
8*. Выберите литературное или иное художественное произведение, которое представляет для вас символ эпохи (первая половина XIX в.). Защитите свой выбор в дискуссии с одноклассниками.
1. Подтвердите фактами или опровергните мнение: «Модернизационные процессы в России первой половины XIX в. развиваются недостаточно быстро».
2. Покажите влияние крепостной системы на экономическую, социальную и политическую сферы жизни общества в первой половине XIX в.
3. Определите соотношение реформаторских и консервативных тенденций в царствование Александра I и Николая I. Сформулируйте проблему и выскажите свою точку зрения по этой проблеме.
4. Какие экономические и социальные явления появились в России в первой половине XIX в., во второй четверти XIX в.?
5. Определите болевые точки внешней политики России в первой четверти XIX в., во второй четверти XIX в. Какие изменения происходили во внешнеполитическом курсе государства? Что оставалось неизменным?
6. Как отражалось в культуре первой половины XIX в. становление национального самосознания?
7. Какие люди (политические и общественные деятели, предприниматели, деятели литературы и искусства и др.) могут олицетворять изученную вами эпоху? Аргументируйте свою точку зрения.