Как и в чём проявились особенности реформ и деятельности реформаторов в России в царствование Александра I?
Реформы и деятельность реформаторов в России в царствование Александра I проявились в создании учреждений для управления государством, организации образования, науки, экономики, а также восстановлении контроля над провинциями. Также были проведены масштабные реформы в армии и судебной системе.
Вспомните значение понятий: Негласный комитет, коллегия, коллегиальное управление, министерство, единоличная власть, органы самоуправления, дума, «вольные хлебопашцы».
Негласный комитет - организация высших чиновников при императоре; коллегия - орган государственного управления; коллегиальное управление - управление, осуществляемое группой лиц; министерство - высший орган государственного управления; единоличная власть - форма государственного управления, при которой все решения принимает единолично глава государства; органы самоуправления - органы, избираемые населением для управления на местном уровне; дума - законодательный орган в России; "вольные хлебопашцы" - крестьяне, получившие свободу от крепостной зависимости.
Какие важнейшие реформы произошли в России в XVIII в.? Какие события конца XVIII в. в России и в Европе повлияли на внутриполитическую деятельность Александра I в начале XIX в.?
В XVIII в. в России были проведены реформы, направленные на укрепление централизованного государственного управления, усиление военной мощи и экономического развития. В конце XVIII в. в России и в Европе произошли события, такие как Французская революция, которые повлияли на внутриполитическую деятельность Александра I в начале XIX в.
1. Какие новые понятия появились в сфере государственного управления и социальной сфере в царствование Александра II?
В царствование Александра II появились новые понятия, такие как земская управа, земская самодеятельность, земский собор, земство.
2*. Как характеризуют личность будущего императора строки из письма к жене: «Но когда же придёт мой черёд, тогда нужно будет трудиться над тем, чтобы постепенно создать народное представительство, которое, будучи направляемо, составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы и я... удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества, и наслаждался бы им»?
Данные строки характеризуют будущего императора как человека, искренне желающего привнести демократические изменения в Россию и дать народу возможность участвовать в управлении государством.
3. Какую роль в истории российского реформаторства сыграл Негласный комитет?
Негласный комитет сыграл важную роль в истории российского реформаторства, так как его члены были активными инициаторами и исполнителями многих реформ, проведенных в России в XIX веке.
4. Нарисуйте схему центральных и местных органов управления после реформы государственного управления, проведённой Александром I. Укажите достоинства вновь созданных и реформированных органов. Было ли поколеблено этими нововведениями самодержавие?
5. Сравните план М. М. Сперанского, основные идеи «Записки о древней и новой России» Н. М. Карамзина, результаты реформы государственного управления. Сделайте вывод.
План М.М. Сперанского направлен на создание единых и универсальных правил государственного управления, «Записки о древней и новой России» Н.М. Карамзина выражают идею о необходимости сближения России с Европой и модернизации общества, реформа государственного управления привела к ограничению власти дворянства и усилению государственного контроля. Вывод: реформа государственного управления в России была направлена на усиление государственной власти и модернизацию общества.
6. О каком указе современными историками было сказано: «Этот указ положил начало буржуазному землепользованию в России, а также разрушил вековую монополию дворянства»? Оцените соответствие замыслов законодателя российской реальности.
Речь идет о «Указе об отмене крепостного права» 1861 года. Замыслы законодателя не соответствовали реальности, поскольку угроза социального взрыва, связанная с крепостным правом, была недооценена, а сама реформа была несовершенной и не устранила всех проблем.
7. Проанализируйте положения и дайте оценку указа о «вольных хлебопашцах». Почему по этому указу в царствование Александра I было заключено только 160 сделок?
Указ о «вольных хлебопашцах» дал крестьянам право выкупа земли у помещиков, но выкупная цена была завышена, а сроки выкупа слишком долгие. Этот указ не решал проблемы крестьянства, а скорее создавал новые.
8. В 1809 г. Александр I отменил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, в 1816 г. ликвидировал крепостное право в Эстляндской губернии, в 1817 г. — в Курляндии, в 1819 г. — в Лифляндии. В 1822 г. он же утвердил положение Сената, снова разрешавшее помещикам ссылать крестьян в Сибирь. О каких явлениях свидетельствуют приведённые факты?
Приведенные факты свидетельствуют о неоднозначности реформ Александра I в отношении крепостного права и крестьянства, а также о том, что его реформаторские усилия не всегда были последовательными.
9. Каково значение реформы образования Александра I?
Реформа образования Александра I была направлена на модернизацию образования и увеличение числа школ. Это имело значение для подготовки кадров для модернизации общества и усиления государства.
10*. Сравните планы Александра I до восшествия на престол (см. задание 2) и его реформаторскую деятельность. Как вы думаете, почему последняя оказалась гораздо более ограниченной?
Планы Александра I до восшествия на престол были мечтой о светском и просвещенном государстве, реформаторская деятельность была ограниченной из-за социально-политической нестабильности в России и противодействия консервативных сил.