Почему нужно изучать историю своей Родины? В чём заключается сложность профессии историка?
Вспомните значения понятий: кризис идентичности, геополитическая ситуация, глобализация, цивилизация, «особая миссия России», средний класс.
Какую роль играет природа в жизни общества? Какие виды исторических источников свидетельствуют о жизни людей в далёком прошлом?
1. Назовите основные факторы, определившие своеобразие русской цивилизации. Какие из них и как проявляются в настоящее время?
Географический, политический, социальный, национальный и религиозный.
2. Используя знания по всеобщей истории, сравните действие факторов, определяющих цивилизационное развитие России и одной из стран Запада или Востока.
Возьмём для сравнения США и Россию. Россия гораздо старше США, на её территории всегда велись кровопролитные войны. Часть территории Руси в своё время была оккупирована монголами, затем поляками и французами. Войны всегда разрушали инфраструктуру в России, отбрасывая её в развитии. Территория США особо не страдала от войн, её промышленность развивалась в спокойной обстановке, что предопределило преимущество и доминирование США в международных отношениях.
3*. Выскажите своё мнение: существует ли взаимосвязь между ценностями православия и действием географического, политического, социального и национального факторов в истории России?
Конечно. Православная культура и нравственность оказала существенное влияние на формирование русской государственности, объединившей в себе множество национальностей и конфессий (например, преподобный Сергий, благославляющий князя Димитрия и войско на бой с татарами) . Очевидно, что существует и обратная связь: например, с укреплением в конце 15 века Московского государства, Российская митрополия получает большую независимость от Константинопольского патриархата, что в конце 16 века приводит к появлению Русской Церкви.
4*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Полнее сознавая прошедшее, мы ускоряем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего...» (А. И. Герцен), «Предмет изучения истории — человек во времени» (М. Блок), «Что даёт человеку изучение истории своей страны».