ГДЗ Всеобщая история 10 класс Алексашкина, Головина Глава 3. Древний Восток: Иран, Индия,

1. *Дайте сопоставительную характеристику крупнейших держав, существовавших на территории Южной и Восточной Азии в древности. Какие общие черты были им присущи?

История развития государств Ирана (Персии), Индии и Китая развивалась по схожему сценарию. Все государства появлялись на берегах рек. Зарождение государств пришлось примерно на один и тот же временной период – II тысячелетие до нашей эры. Сначала скотоводо-земледельческие племена объединялись в общины, затем в города, появлялись сильные правители-тираны, объединившие разрозненные города-государства в одно сильное централизованное, путем захвата остальных. Захваченные народы становились рабами. В период расцвета государств создавались законы, религиозные течения, искусства, письменность, деньги и.т.д.
Были схожие политические системы – рабовладельческие государства, разделенные на округа, закрепленные за родственниками правителей. Во всех государствах была введены социальные системы – высшая знать, жрецы, рабы или наемные работники.

2. Объясните, какое значение в древних обществах имела для человека принадлежность к определенной социальной группе — варне, рангу и т. д. Покажите на примерах.

Во всех трех государствах большое значение для человека имела его социальная принадлежность к определенной группе людей, которая влияла на их степень ответственности, свободу, достаток и род занятий.
В Персидской многонародной державе все высшие должности занимали только персы – они были народом господ. При Дарии I высшими чинами были сатрапы –наместники округов.
В Индии существовала варновая система. 4 варны (группы) - представляли основные слои общества и их занятия:
1. Брахманы – жрецы и учителя.
2. Кшатрии – племенная аристократия- воины и правители.
3. Вашьи – ремесленники и торговцы.
4. Шудры – низы, рабы.
Также существовала система деления на касты – более мелкие группы.
К этим группам применялась разная система наказаний по степениответственности. Самой высокой считалась степень ответственности брахмана.

В Китае все свободное население было разделено на 5 рангов: глава государства – ван – сын верховного божества, удельные князья, главы родов, их потомки, простолюдины.

Принадлежность к социальному рангу определяла весь образ жизни человека: размер полей, количество или отсутствие слуг, вид одежды, дома, гроба, а также еду (например, мысоразрешалось есть только знати).

3. Какие задачи стремились решить правители Древнего Китая, проводя административные и хозяйственные реформы?

Китайские правители стремились создать сильное централизованное государство, укрепленной за счет экономической мощи и расширения границ.
Для чего были введены единые законы для групп населения, разрешена купля-продажа земли, отменялись наследственные титулы, ранги давались за военные заслуги, была введена система коллективных наказаний (вся семья за проступок 1 человека).

4. Назовите основные религиозные и этико-философские учения, возникшие в древних Иране, Индии, Китае. Какую роль они играли в общественной жизни? Покажите на примере одной из стран.

В Иране (Персии) государственной религией был Зороастризм – учение, связанное с именем пророка Зороастра, жившего в 7 веке до нашей эры. Эта религия представляет собой борьбу добра и зла – доброго и злого духов. В священной книге содержатся сведения об истории иранцев.

В Индии Первоначальная древняя религиозная доктрина – Брахманизм – ведическая, т.е. языческая. Боги: царь грома, он же царь богов, бог огня, бог солнца. Позже эта религия была упрощена, и сложился индуизм – его главные боги – Брахма – творец мира, Шива – отвечает за круговорот жизни и смерти, Вишну – хранитель

мирового равновесия. Основа религии – учение о карме – сумме добрых и плохих дел, что определяет облик, в котором человек родится в следующей жизни.

В 500 году до нашей эры возникло новое учение – буддизм. Основатель учения – царевич Гаутама, прозванный Будда – т.е. просветленный.

В Китае основные философско-религиозные учения: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм.

1. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда — как религия. Создано в 5 веке до нашей эры Конфуцием. Основная тема – устройство мира и общества предопределено небом. Главный принцип – человеколюбие, порождающее долг, мудрость и знание, почитание предков. В произведениях Конфуция содержится множество правил управления государством.
2. Даосизм – здесь человек воспринимается как микрокосмос, и является вечной субстанцией. Со смертью физического тела дух растворяется в мировой «пневме» (воздух). Бессмертие достигается путем слияния с Дао (основой всего сущего на Земле и во Вселенной) как с источником жизни с помощью религиозного созерцания, дыхательных и физических упражнений, сексуальной гигиены, алхимии и других пунктов развитой даосской системы саморазвития.
Человек рассматривается даосами как обиталище многочисленных духов, скопление божественных сил.

Т.е. все эти религии призывают человека к совершению добрых поступков, самоограничению, человеколюбию.
На основе постулатов этих учений создавались некоторые законы государства, в особенности, на основе конфуцианства.

5. Чем можно объяснить длительное, исчисляющееся тысячелетиями существование таких учений, как буддизм, конфуцианство?

Основа учения буддизма – освобождение от страданий (страдания – это старость, болезнь, смерть, невозможность достичь желаемого. Чтобы освободиться от стаданий – нужно выбрать правильный путь:

правильное понимание четырех истин, правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров), правильное действие (непричинение зла живому, воздержание от воровства), правильный образ жизни (привычка жить честным трудом), правильное усилие (борьба с соблазнами и дурными мыслями), правильное направление мысли (понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни).
Для последователей Конфуция - Небо - это высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. В центре внимания - взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, уважительного отношения к родителям и предкам.
Эти учения скорее философские и человеколюбивые. Эти учения не призывают к наказаниям человека за его грехи.

6. Каковы источники наших знаний о древних цивилизациях Южной и Восточной Азии? На основе информации, содержащейся в данной главе, приведите примеры наиболее важных памятников письменности этих цивилизаций. *Предложите вариант классификации различных видов источников.

1. У иранцев (персов) – священная книга зороастризма «Авеста» - содержит сведения об истории иранцев.
2. В Индии - древняя религиозная книга индоариев – «Веды».
3. В Китае – это произведения Конфуция.

Классификация различных видов источников:
1. Образцы письменности.
2. Остатки архитектуры. Наиболее интересна в плане истории архитектура Индии, где на рельефных изображениях показаны истории сражений, бытовые сцены и т.д.
3. Предметы интерьера: резьба на мебели, орнаменты на тканях, посуде и.т.д.

7. Дайте характеристику одному из известных деятелей древних Ирана, Индии, Китая (правителя, военачальника, ученого, поэта и др.). Она может быть представлена в форме автобиографии, памятной надписи, отзыва современника, суждения историка и т. д. (выберите более интересный для вас вариант).

Конфуций - величайшая фигура в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: "Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо

возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом"

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

"В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет - я обрёл прочную основу.
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет - я познал волю Неба.
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала".

8. *Составьте тезисы (реферат) на тему «Культурное наследие Древнего Китая». (Можно подготовить аналогичный материал по истории Индии, Ирана и др.)

В течение всей истории китайской культуры каждая из существующих эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности:

1. Шанское общество находилось на грани медно-каменного и бронзового веков. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т.д.
В период династии Шан получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв.км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.


2. Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI - VI вв.до н.э. Рифмованные тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

Историческая проза этого периода представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д. приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив.


3. Необходимость счёта времени и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний.

4. С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т.д.

5. В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и знахарства. Знаменитый китайский врач Бянь Цяо описал анатомию, физиологию, патологию и терапию. Он - один из первых врачей, кто производил операции под наркозом, используя для этого специальный напиток.

6. В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь - цзы (VI - V вв. до н.э.). ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

7. Среди многочисленных научных направлений существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского зозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т.д.

8. Период династии Чжоу ознаменован появлением многих памятников искусства древнего Китая. Вслед за переходом к железным орудиям, изменилась техника земледелия, вошли в обращение монеты, улучшилась техника ирригационных сооружений и градостроительства.

Следом за крупными сдвигами в хозяйственной жизни, развитием ремёсел, произошли заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов,

обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты.

9. К периоду Чжаньго принадлежит первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.

10. Одной из примечательных черт традиционной цивилизации древнекитайской империи становится культ образования и грамотности. Было положено начало официальной системе образования.

В начале II века появляется первый толковый словарь, а позднее специальный этимологический словарь.

11. Значительными были и научные достижения в Китае этой эпохи. Составленный во II в. до н.э. трактат содержит сжатое изложение основных положений математических знаний. В этом трактате зафиксированы правила действий с дробями, пропорции и прогрессии, применение подобия прямоугольных треугольников, решение системы линейных уравнений и многое другое. Особых успехов добилась астрономическая наука. Так, например, текст, датируемый 168 г. до н.э., указывает движение пяти планет. В I в. н.э. был создан глобус, воспроизводивший движения небесных тел, а так же прототип сейсмографа. Важным достижением этого периода является изобретение прибора, названного «указателем юга», который применялся как мореходный компас.

12. Ярким примером соединения теории и практики является история китайской медицины. Лекари применяли большое число препаратов из трав и минералов. Лекарства нередко включали в себя до десяти и более ингредиентов, а их применение очень строго дозировалось.

13. Имперский период истории древнего Китая характеризуется появлением нового жанра исторических сочинений, развитием жанра прозо-поэтических произведений «фу», которые получили название «ханьские оды». Литература отдаёт дань чувственной и сказочной тематике, получают распространение книги легенд с фантастическими описаниями.

14. Во время правления У-ди при дворе была учреждена Музыкальная палата (Юэ фу), где собирались и обрабатывались народные мелодии и песни.

15. Значительное место в культуре древнекитайской империи занимает архитектура, скульптура и живопись. В столицах возводились дворцовые комплексы. Создаются многочисленные комплексы гробниц знати. Получает развитие портретная живопись. Портретными фресками украшались дворцовые помещения.

16. В период Южных и Северных династий ведётся активное строительство новых городов. С III по VI вв. в Китае построено более 400 новых городов. Впервые стала применяться симметричная планировка городской застройки. Создаются грандиозные храмовые ансамбли, скальные монастыри, башни - пагоды. Используются как дерево, так и кирпич.

К V веку появились статуи в виде огромных фигур. В грандиозных статуях мы видим динамику тел и мимику лиц.

17. В V - VI вв. среди разнообразных художественных изделий значительное место занимает керамика, которые по своему составу становятся очень близки к фарфору. В этот период получает широкое распространение покрытие керамических сосудов глазурью бледно-зелёного и оливкового цвета.

18. Картины IV -VI вв. приобретают форму вертикальных и горизонтальных свитков. Они писались тушью и минеральными красками на шелковых полотнищах и сопровождались каллиграфическими надписями.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: