ГДЗ по информатике 10 класс учебник Босова §10. Представление чисел в позиционных системах

1. Что такое система счисления? Какие классы систем счисления принято выделять?

Система счисления - это математическая модель, которая позволяет представлять числа с помощью конечного набора символов. Классы систем счисления, которые принято выделять: двоичная, троичная, пятеричная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная и другие.

2. Дайте определение позиционной системы счисления. Что называется алфавитом системы счисления? Что называется базисом позиционной системы счисления? Что называется основанием позиционной системы счисления?

Позиционная система счисления - это система счисления, в которой значение числа определяется позицией цифры в записи числа. Алфавит системы счисления - это набор символов, которые используются для записи чисел в этой системе счисления. Базис позиционной системы счисления - это количество символов, используемых в алфавите. Основание позиционной системы счисления - это число, равное базису системы счисления.

3. Сколько цифр используется в системе счисления с основанием 2, 3, 5, 8, 16, 100, q?

Система счисления с основанием 2 использует 2 цифры (0 и 1), система с основанием 3 - 3 цифры (0, 1 и 2), система с основанием 5 - 5 цифр (0, 1, 2, 3 и 4), система с основанием 8 - 8 цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 7), система с основанием 16 - 16 цифр (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E и F), система с основанием 100 - 100 цифр (от 00 до 99). В системе счисления с неизвестным основанием (обозначенном как q) используется q цифр.

4. Какая форма записи числа называется развёрнутой?

Развёрнутая форма записи числа - это запись числа справа налево, где младший разряд располагается слева, а старший - справа. Например, число 123 в развёрнутой форме будет записано как 321.

5. Запишите в развёрнутой форме числа:

1) 143,51110; 2) 1435,118; 3) 143,51116.

Знак ^ это степень

143,511(10) = 1*10^2+4*10^1+3*10^0+5*10^-1+1*10^-2+1*10^-3

143511(8) = 1*8^5+4*8^4+3*8^3+5*8^2+1*8^1+1*8^0

143511(16) = 1*16^5+4*16^4+3*16^3+5*16^2+1*16^1+1*16^0

1435,11(8) = 1*8^3+4*8^2+3*8^1+5*8^0+1*8^-1+1*8^-2

6. Воспользуйтесь схемой Горнера для представления чисел:

1) 1234510; 2) 123458; 3) 0,123456.

Самостоятельно.

7. Вычислите десятичные эквиваленты следующих чисел:

1) 1203; 2) 100,214; 3) 5А,12416.

Самостоятельно.

8. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1223 и 110112?

9. Укажите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам:

1) [2023; 10003]; 2) [148, 208]; 3) [2816, 3016].

10. Найдите основание х системы счисления, если известно:

1) 4710 = 21x; 2) 1331x = 610.

11. Десятичное число 63 в некоторой системе счисления записывается как 120. Определите основание системы счисления.

12. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе счисления, удовлетворяет неравенству 9D16 < С < 2378?

1) 100110102; 2) 100111102; 3) 100111112; 4) 110111102.

13. Как изменится величина чисел 311,2114 и 23,456 при переносе запятой на:

1) один знак вправо;

2) два знака влево?

14. При переносе запятой на два знака вправо число 240,13х увеличилось в 25 раз. Чему равно х?

15. Какое наибольшее десятичное число можно записать тремя цифрами в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления?

16. Найдите наименьшие основания систем счисления х и у, исходя из условий:

1) 23х = 21у; 2) 51х = 15у; 3) 144х = 441у.

17. Решите уравнение 547 + х = 3205.

18. Все трёхбуквенные слова, составленные из букв И, М, Р, записаны в алфавитном порядке. Вот начало списка:

1. НИИ

2. ИИМ

3. ПИР

4. ИМИ

.....

Выясните общее количество слов в этом списке. На каких местах в этом списке стоят слова МИМ, МИР, РИМ?

Количество слов в списке равно числу возможных перестановок из трех букв, то есть 3!=6.
Чтобы узнать, на каких местах в этом списке стоят слова МИМ, МИР, РИМ, можно воспользоваться алгоритмом лексикографического поиска. Необходимо отсортировать все слова по алфавиту и пронумеровать их. Затем можно искать каждое слово в списке по следующему алгоритму:

Сравнить первую букву искомого слова с первой буквой слова на средней позиции списка.
Если они совпадают, то проверить вторую букву искомого слова с второй буквой слова на средней позиции списка.
Если они совпадают, то проверить третью букву искомого слова с третьей буквой слова на средней позиции списка.
Если все буквы совпали, то искомое слово найдено, его позиция в списке равна средней позиции.
Если хотя бы одна буква не совпала, то нужно выбрать одну из двух половинок списка (до средней позиции или после нее) и повторить процедуру с шага 1.
При применении этого алгоритма мы находим, что:

МИМ находится на второй позиции в списке (сравнение с НИИ даёт результат "меньше", сравнение с ИИМ даёт результат "больше").
МИР находится на шестой позиции в списке (сравнение с РИИ даёт результат "меньше", сравнение с РИП даёт результат "больше").
РИМ находится на четвертой позиции в списке.

19. Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 26, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на 22.

20. Трёхзначное число, записанное в системе с основанием 3, при перестановке крайних цифр становится числом, выражающим то же количество, но уже в системе с основанием 4. Найдите это число.

21. Исполнитель умеет сравнивать однозначные числа, представленные в некоторой позиционной системе счисления. Составьте для него:
1) алгоритм сравнения двух двухзначных чисел;
2) алгоритм сравнения двух n-значных чисел.

Вы просматриваете решебник по информатике 10 класс учебник Босова §10. Представление чисел в позиционных системах сч

Сообщить о неточной информации или отсутствии ответов
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: