ГДЗ по биологии 10 класс учебник Сивоглазов, Агафонова, Захарова § 6. Неорганические вещес

Вспомните

Что такое неорганические вещества?

Неорганические вещества (неорганические соединения) — простые вещества и соединения, не являющиеся органическими, то есть, не содержащие углерода, а также некоторые углеродсодержащие соединения (карбиды, цианиды, карбонаты, оксиды углерода и некоторые другие вещества, которые традиционно относят к неорганическим).

Какими физическими и химическими свойствами обладает вода?

Физические свойства воды
при н.у. - это жидкость без цвета, запаха и вкуса;
вода обладает высокой теплоёмкостью и низкой электропроводностью;
температура плавления 0°C;
температура кипения 100°C;
максимальная плотность воды при 4°C равна 1 г/см3;
вода - хороший растворитель.

Химические свойства воды
Вода "охотно" вступает в реакции с другими веществами:

с щелочными и щелочноземельными металлами вода реагирует при н.у.:
2Na+2H2O = 2NaOH+H2↑
с менее активными металлами и неметаллами вода реагирует только при высокой температуре:
3Fe+4H2O=FeO → Fe2O3+4H2↑
C+2H2O → CO2+2H2↑
с основными оксидами при н.у. вода реагирует с образованием оснований:
CaO+H2O = Ca(OH)2
с кислотными оксидами при н.у. вода реагирует с образованием кислот:
CO2+H2O = H2CO3
вода является главным участником реакций гидролиза (подробнее см. Гидролиз солей);
вода участвует в реакциях гидратации, присоединяясь к органическим веществам с двойными и тройными связями.

Что называют ионами, анионами и катионами?

Ион — это положительно или отрицательно электрически заряженная частица, образовавшаяся в результате потери атомом или присоединения к нему одного или нескольких электронов.

Анионы — это отрицательно заряженные ионы.

Катионы — это положительно заряженные ионы.

Вопросы для повторения и задания

1. Каковы особенности пространственной организации молекул воды, обусловливающие её биологическое значение?

Угол между атомами водорода равен 108 градусам, это значит молекула воды есть диполь. Полюса разных молекул воды притягиваются друг к другу, и это приводит к образованию водородных связей. Из-за этого у воды высокая теплоемкость, а также особенности при смене ее агрегатного состояния, например плавление льда или такое как испарение.

2. В чём заключается биологическая роль воды?

Вода - это основа биологической жизни на Земле, ведь любая самая ничтожная клетка, а следовательно и любой организм более чем на половину состоит из воды. Человек состоит из воды по разным данным на 70-90%. То есть все мы просто организованная капля воды. Но вода - это и основной участник многочисленных химических реакций в организме, в клетках. Вода универсальный растворитель, благодаря чему становятся возможны процессы поглощения. Вода обеспечивает транспортировку питательных веществ по клетке и организму, вода делает возможным процесс терморегуляции медленно остывая и медленно нагреваясь. Вола наконец придает клетке упругость, поддерживает ее форму.

3. Какие вещества называют гидрофильными; гидрофобными? Приведите примеры.

Гидрофильными называют полярные вещества, которые активно взаимодействуют с молекулами воды за счет образования многочисленных водородных связей, что и обусловливает их хорошую растворимость (низшие спирты и карбоновые кислоты, моносахариды, дисахариды). Гидрофобными называют неполярные вещества, которые не формируют водородные связи с молекулами воды и не растворяются в ней (высшие карбоновые кислоты, жиры).

4. Какие вещества поддерживают pH клетки на постоянном уровне?

Постоянство pH клетки поддерживается благодаря буферным свойствам её содержимого. Буферным называют раствор, который поддерживает постоянное значение pH среды. Обычно буферная система состоит из сильного и слабого электролита: соли и слабого основания или слабой кислоты, которые её образуют.

5. Объясните, почему жизнедеятельность клетки возможна только при определённом значении pH.

6. Расскажите о роли минеральных солей в жизнедеятельности клетки.

Ионы минеральных солей обеспечивают проникновение воды в клетку и ее удержание. Если в среде концентрация со­ лей ниже, чем в клетке, то вода проникает в клетку. Нерастворимые соли входят в состав костей, зубов, раковин и панцирей одноклеточных и многоклеточных животных.

Подумайте! Вспомните

1. Почему при работе в горячих цехах для утоления жажды рекомендуют пить минеральную или подсоленную воду?

Потоотделение предохраняет организм от перегрева. Подсоленная вода способствует снижению температуры организма и уменьшению процесса потоотделения. Подсоленная вода компенсирует потери минеральных солей при усиленном потоотделении в условиях повышенной температуры окружающей среды.

2. Известно, что ионный состав внутреннего содержимого клетки имеет большое сходство с ионным составом морской воды. Какой вывод можно из этого сделать?

3. Как изменяется количество воды в теле человека с возрастом?

Процент содержания воды в теле человека меняется в зависимости от возраста. Так, новорожденный состоит из воды на 90%. Но с возрастом количество жидкости уменьшается, и к старости процент содержания ее в организме снижается до 60%. Остановить этот процесс полностью, к сожалению, нельзя.

4. Вспомните из курса биологии растений, какие структуры покровной ткани растений обеспечивают испарение воды. Каков принцип их работы?

Большинство растений испаряют воду в основном нижней стороной листа. Здесь среди бесцветных клеток покровной ткани есть особые образования — устьица. Они состоят из пары зеленых клеток, способных образовывать между собой щель.

Количество устьиц на листе большое, у разных видов растений разное. Все зависит от приспособленности растений к конкретным условиям обитания.

Когда растению требуется испарить воду, устьица открываются, между их клетками образуется щель, и через нее выходят водяные пары. Внутри листа есть много межклетников, куда из клеток выходит часть воды. В межклетниках вода находится в виде пара. Когда устьица открываются, вода из межклетников выходит за пределы листа.

Обычно у растений устьица открыты днем, а ночью закрыты. Однако, если растению не хватает воды, то оно закрывает устьица, стараясь уменьшить испарение.

5. Выполните исследовательскую работу «Изучение процесса осмоса в растительных клетках». Исследуйте влияние гипо- и гипертонических растворов на мембрану типичной вакуолизированной растительной клетки.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: