ГДЗ по биологии 10 класс учебник Сивоглазов, Агафонова, Захарова §3. Уровни организации жи

Какие уровни организации живой материи вам известны?

Молекулярный

Клеточный

Тканевый

Органный

Организменный

Популяционно-видовой

Экосистема

Биосферный

Какие вы знаете методы научных исследований?

Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.

1. Как вы считаете, почему необходимо выделять различные уровни организации живой материи?

Окружающий нас мир живых существ – это совокупность биологических систем разной степени сложности, образующих единую иерархическую структуру. Причём следует отчётливо представлять, что взаимосвязь отдельных биологических систем, принадлежащих к одному уровню организации, формирует качественно новую систему. Одна клетка и множество клеток, один организм и группа организмов – разница не только в количестве. Совокупность клеток, обладающих общим строением и функцией, – это качественно новое образование – ткань. Группа организмов – это семья, стая, популяция, т. е. система, обладающая совершенно иными свойствами, нежели простое механическое суммирование свойств нескольких особей.

В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются отличительными признаками живой природы.

Деление на уровни позволяет применить разделение труда, применить для изучения каждого из уровней свой инструментарий.

2. Перечислите и охарактеризуйте уровни организации живой материи.

1.Молекулярный - организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения, такие, как белки, нуклеиновые кис­лоты и др.

2.Субклеточный - организуется в органоиды: хромосомы, клеточную мембрану, эндоплазматическую сеть, митохондрии, комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы и другие субклеточные струк­туры.

3.Клеточный. На этом уровне живая материя представлена клетками. Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого.

4.Органно-тканевой. На этом уровне живая материя организуется в ткани и органы. Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ. Орган – часть многоклеточного организ­ма, выполняющая определенную функцию или функции.

5.Организменный На этом уровне живая материя представлена организмами. Организм (особь, индивид) – неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками.

6.Популяционно-видовой. На этом уровне живая материя организуется в популяции. Популяция – совокупность особей одного вида, образующих обособленную генетическую систему, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. Вид – совокупность особей (популяций особей), способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и занимающих в природе определенную область (ареал).

7.Биоценотический. На этом уровне живая материя образует биоценозы. Биоценоз – совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории.

8.Биогеоценотический. На этом уровне живая материя формирует биогеоценозы. Биогеоценоз – совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва).

9.Биосферный. На этом уровне живая материя формирует биосферу. Биосфера – оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.

3. Назовите биологические макромолекулы, входящие в состав живых систем.

Белки, жиры и углеводы называют макромолекулами, если я не ошибаюсь. А так же ДНК и РНК тоже макромолекулы. Во всех живых организмах присутствуют эти биополимеры. Однозначно в живые системы входят и белки и жиры и углеводы и нуклеиновые кислоты.

4. Как проявляются свойства живого на различных уровнях организации?

Организация живого шла от простого к сложному. Все дело заключается в структуре нервной системы, разных типах ее рецепторов.

Если более примитивные существа реагируют только на механическое раздражение (укол, порез), то более сложные на - свет и на звук. Например, амебу или там инфузорию туфельку можно уколоть и она отреагирует сжатием или сокращением. То же самое можно увидеть и на дождевых червях.

Млекопитающие уже будут реагировать на свет и звук. Они могут прислушиваться и присматриваться, а также принюхиваться. Количество чувствительных рецепторов у них более разнообразное.

Затем наступает черед реакции на слово. В полной мере этим качеством обладает человек. Но считается, что и некоторые наиболее разумные животные тоже это могут делать: дельфины, обезьяны, собаки.

5. Какие методы исследования живой материи вы знаете?

Метод наблюдения, основывается на первичном наблюдении биологических явлений, при котором ученые не вмешиваются в процесс, а просто наблюдают и анализируют.
Метод сравнения, при котором на молекулярном и клеточном уровне сравнивают и сопоставляют живые организмы.
Исторический метод, при котором строят структуру развития живых организмов в процессе эволюции и выявляют некоторую закономерность.
Метод моделирования, при котором с использованием новейших компьютерных программ учёные пытаются воссоздать развитие объекта или явления в хронологическом порядке.
Экспериментальный метод, а проще говоря исследование на опытах.

6. Может ли многоклеточный организм не иметь тканей и органов? Если вы считаете, что может, приведите примеры таких организмов.

Может, например водоросли - низшие растения, тело которых не расчленено на органы и ткани и называется слоевищем (талломом).

1. Выделите основные признаки понятия «биологическая система».

Наличие обмена веществ, происходящего между данной системой и внешней средой. Процесс такого обмана может в той или иной степени замедляться - в зависимости от текущих условий, к примеру. Он он всё равно остаётся постоянным, иначе система, становясь закрытой, может погибнуть.

Способность к самовоспроизведению. Биологическая система не только производит отдельные свои элементы - она способна долго существовать, воспроизводя саму себя в целом. Сюда же можно условно включить способности к наследственности, к росту и к эволюции.

Обладание упорядоченностью внутри себя.

2. Согласны ли вы с тем, что описательный период в биологии продолжается и в XXI в.? Ответ обоснуйте.

3. Рассмотрите рис. 5. Определите, какое изображение было получено при помощи световой микроскопии, какое — при помощи электронной, а какое — результат использования сканирующего микроскопа. Объясните свой выбор.

4. Из предыдущих курсов биологии, физики, химии или других предметов вспомните какую-нибудь хорошо известную вам теорию (закон или правило). Попробуйте описать основные этапы её (его) формирования.

5. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, подготовьте презентацию или красочный стенд на тему «Современное научное оборудование и его роль в решении биологических задач». С каким оборудованием вы уже познакомились при изучении курса «Человек и его здоровье»? Для каких целей его используют? Можно ли медицинское оборудование считать биологическим? Объясните свою точку зрения.

Можно ли медицинское оборудование считать биологическим? Объясните свою точку зрения.

1. Оцените роль науки в жизни каждого человека и общества в целом. Напишите эссе по данной теме. Обсудите в классе, существует ли в настоящее время профессиональная деятельность, на которую не влияет развитие науки.

Наука играет огромную роль в жизни человека. Развитие общества обусловлено научными достижениями, современное мировоззрение - это тоже заслуга науки. Сегодня наша жизнь как никогда сильно связана с техническим прогрессом и это так благодаря науке.

Наука дает нам знания о мире, который нас окружает, формирует наше мировоззрение, помогает объяснить и постигнуть суть различных сложных явлений, создать и распространить новые знания, совершенствовать разные аспекты человеческой деятельности и внедрять эти технологии в обычную жизнь. Наука учит нас видеть перспективы, последствия происходящих событий, учит нас участвовать в жизни общества. Конечно, наука нас и образыввает, дает новые знания, повышает наше культурное развитие.

И наука существовала всегда, как только зародилось человеческое общество. Можно только представить, какой путь наука и человек прошли вместе еще со времен Древней Греции. И в пока наука развивалась человек совершал все новые и новые открытия, создал целые системы научных знаний и дисциплин. Потом науки становились более прикладными и интегрировались в обычную жизнь. И такая тенденция сохраняется по сей день.

Например, сейчас мы живем в эпоху коронавируса. И каждый день обычный человек вынужден взаимодействовать с научным миром. Сначала наука в скором темпе разработала тесты, потом вакцину, а теперь и лекарства. Эти открытия и разработки очень быстро внедряются в обычную жизнь, чтобы спасти миллионы жизни каждый день. И это доказывает высокую роль науки в жизни общества.

2. Оцените значение информации в современном обществе. Какова роль информации в успешном профессиональном росте? Раскройте смысл высказывания премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля (1874—1965) «Кто владеет информацией — тот владеет миром».

Смысл фразы, что тот человек кто первым владеет информацией, имеет огромное преимущество перед другими людьми.

Хочу согласиться с этой замечательной фразой, так как тоже считаю, что информация как и мысли человека, его идеи - являются главным двигателем прогресса и залогом того или иного успеха.

3. Попробуйте смоделировать ситуации, в которых вам могут пригодиться знания, полученные при изучении этой главы.

4. Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. Профессия — социально значимый род занятий человека, вид его деятельности.

Определите, что из ниже приведённого списка относится к специальности, а что — к профессии: биология, инженер-эколог, биотехнолог, экология, генный инженер, молекулярный биолог. Аргументируйте свой выбор.

Профессии: инженер-эколог, биотехнолог, генный инженер, молекулярный биолог
Специальности: биология, экология

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: