ГДЗ по биологии 10 класс учебник Сивоглазов, Агафонова, Захарова § 2. Сущность жизни и сво

1. Каково происхождение названия науки биологии?

Термин Биология происходит от двух греческих слов bios — жизнь и logos - слово, учение и предложен в 1802 г. двумя учёными - французом Ж. Б. Ламарком и немцем Г. Р. Тревиранусом, не зависимо друг от друга.

2. Что вам известно о свойствах и сущности жизни?

Сущность жизни. Что такое жизнь, основной объект изучения биологии? Где та грань, которая отделяет живое от неживого, распределяет по разным категориям гору и растущее на ней дерево, реку и живущую в ней рыбу? Жизнь как явление природы – величайшая загадка, которую человечество пытается решить уже многие тысячи лет.

На протяжении XX в. делалось много попыток дать максимально полное и корректное определение сущности жизни:

– совокупность специфических физико-химических процессов;

– особая форма существования материи;

– активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и воспроизведение специфической структуры;

– процесс обмена веществ;

– самовоспроизводящийся процесс, который прекращается с разрушением определённой структуры организации.

Свойства живого. Не придя к единому универсальному определению, учёные договорились характеризовать жизнь целым комплексом свойств и признаков, совокупность которых позволяет определить ту самую границу, которая отделяет живое от неживого.

1. Что такое жизнь? Попытайтесь дать своё определение.

Жизнь это то что происходит с нами сейчас! Прошлое уже позади. Будущее еще не наступило. А жизнь идет. Здесь и сейчас.

2. Назовите основные свойства живой материи.

1. Определённый химический состав. Живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, однако соотношение этих элементов различно. Основными элементами живых существ являются С, О, N, Н.

2. Клеточное строение. Все живые организмы, кроме вирусов, имеют клеточное строение. Вне клетки жизни нет.

3. Обмен веществ и энергозависимость. Живые организмы являются открытыми системами, они зависят от поступления в них из внешней среды веществ и энергии.

4. Саморегуляция (гомеостаз). Живые организмы обладают способностью поддерживать гомеостаз - постоянство своего химического состава и интенсивность обменных процессов.

5. Раздражимость. Живые организмы проявляют раздражимость, т.е. способность отвечать на определённые внешние воздействия специфическими реакциями.

 6. Наследственность. Живые организмы способны передавать признаки и свойства из поколения в поколение с помощью носителей информации - молекул ДНК и РНК.

 7. Изменчивость. Живые организмы способны приобретать новые признаки и свойства.

 8. Самовоспроизведение (размножение). Живые организмы способны размножаться - воспроизводить себе подобных.

3. Объясните, в чём, по вашему мнению, заключаются принципиальные различия обмена веществами в неживой природе и у живых организмов.

Не живая на то и не живая, что обменных биологических процессов внутри такого объекта нет. Например, камень. В нём не текут соки, он не растёт, не размножается. Всё живое это умеет, и умирая превращается в неживое.

4. Каким образом связаны наследственность, изменчивость и репродукция в обеспечении жизни на Земле?

Именно, эти качества, наследственность, изменчивость и репродукция- то, на чем строится жизнь в природе и эволюционирует.

Наследственность, думаю, самое главное. Это возможность передавать свои признаки и особенности потомству, то есть с помощью ДНК и сохраняют, и передают потомкам свои черты и качества.

Изменчивость — это возможность потомков не только повторять, но и приобретать отличия от родителей.

А, репродукция - это важное качество воспроизводить себе подобных.

Ясно, что наследственность без репродукции не имеет смысла, а без изменчивости не будет развития.

Всё важно и взаимосвязано.

5. Дайте определение понятия «развитие». Какие формы развития вы знаете?

Развитие - это непрерывное изменение объектов или явлений, при котором одно качественное состояние переходит в другое, появляется что-то новое, что не существовало ранее.

Развитие, как правило, происходит по спирали. Если движение по этой спирали направлено от центра к краям, то этот процесс называется прогресс (от латинского - движение вперед) и означает переход от низшего качественного уровня к высшему. Если же имеет место движение в противоположном направлении, то тогда мы имеем регресс (от латинского - обратное движение), что означает деградацию.

Основная форма развития живой природы - эволюция. Формы развития общества включают эволюцию, революцию и реформу.

6. Вспомните из курса биологии животных, чем отличаются прямое и непрямое развитие.

Прямое развитие - развитие организма, при котором маленькая новорожденная особь в строении ничем не отличается от взрослой. Основное различие в пропорциях тела и размерах.

Так развитие, например, у кузнечиков, пауков, млекопитающие, человек

Непрямое развитие - это развитие, при котором новорожденная особь резко отличается от взрослой по строению, образу жизни и даже среде обитания.

например, бабочки, лягушки

7. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования?

Раздражимость - способность реагировать на раздражители изменением своих физико-химических и физиологических свойств

Изменение реакции - очень явно на человеке. когда вы заходите в комнату с неприятным резким запахом, вы его чувствуете, но находясь в комнате некоторое время, ваши рецепторы приспосабливаются и не чувствуют запаха, хотя он сам по себе не исчезает.

8. В чём значение ритмичности процессов жизнедеятельности? Приведите примеры ритмических процессов в растительном и животном мире.

Одним из условий существования всего живого - ритмичность жизнедеятельности.

Все известные процессы в природе происходят с определенной скоростью течения, любое зарождение, созревание, жизнедеятельность и т.д. длится определенное конечное время. В природе все с периодичностью повторяется, смена суток, смена времен года, движение небесных тел, периодичность отливов и приливов.

1. Почему существует множество определений понятия «жизнь», но нет ни одного краткого и общепризнанного?

Потому, что жизнь очень многогранна и может быть рассмотрена и оценена с разных точек зрения и разных аспектов. Жизнь с точки зрения биологии, это одно, жизнь с точки зрения медицины, это уже другое, жизнь с точки зрения права, это третье и т.д. Каждая из областей жизни, дает ей свою оценку и свое, узкое определение. Ну а общее определение будет звучать так: жизнь есть жизнь. Нет для нее другого общего слова. Придется писать миллионы абзацев, чтобы охватить все ее аспекты.

2. Объясните, как вы понимаете фразу: «Свойства системы не являются простой совокупностью свойств частей, её составляющих». Приведите примеры, доказывающие правильность этой фразы.

3. Вспомните материал курса «Человек и его здоровье» и назовите системы человека, которые обеспечивают гомеостаз. Какие структуры образуют эти системы?

К системным регуляторам гомеостаза относятся: нервная, эндокринная и иммунная системы. Основу этих механизмов составляют регуляторные процессы, сложившиеся в ходе эволюции и закрепленные генетически.

4. Приведите примеры увеличения численности объектов в неживой природе и объясните, почему эти процессы нельзя назвать размножением.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: