ПЛАН КОНСПЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС УРОКИ № 102‒103  Тема. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)

04.09.2019, 08:24

УРОКИ № 102‒103
 Тема. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)
 Цель: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого
анализа и степень развития письменной монологической
речи учащихся; уровень знания произведений, входящих
в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания
изученных произведений, знаний о литературе и умений
интерпретировать художественный текст, что соответствует
требованиям образовательного стандарта по литературе.
Оборудование: зачётные задания (2 варианта).
 Тип урока: урок контроля и  коррекции знаний, умений и  навыков.
 Прогнозируемые
 результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития,
начитанность, умения и  навыки литературоведческого
анализа и степень развития письменной монологической
речи; уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения; уровень глубины понимания изученных
произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Контроль знаний и умений учащихся
Комментарий. В  процессе выполнения работы учащиеся не пользуются
текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для
анализа. Для выполнения заданий 2-го уровня учащимся предлагаются рекомендации (раздаточный материал).
I вариант
1-й уровень
1. Подтекст — это…
а) сноска к художественному тексту;
б) текст под иллюстрацией к литературному произведению;
в) скрытый смысл текста;
г) авторское отступление.
2. Укажите, творчество каких писателей относится к постмодернизму:
а) Г. Бёлль, Ф. Дюрренматт, Э. М. Хемингуэй;
б) Ги де Мопассан, Г. Ибсен;
в) А. И. Солженицын, В. Г. Распутин, В. П. Астафьев;
г) П. Зюскинд, В. О. Пелевин, Т. Н. Толстая.
3. Сборники стихов «Вечер» (1912) и «Чётки» (1914) созданы:
а) А. А. Ахматовой;
б) М. И. Цветаевой;
в) З. Н. Гиппиус;
г) Н. С. Гумилёвым.
4. Кому принадлежат стихи:
Дано мне тело — что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
а) Б. Л. Пастернаку;
б) В. Я. Брюсову;
в) О. Э. Мандельштаму;
г) С. А. Есенину.
5. Кто из русских поэтов XX в. написал такие строки:
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте…
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья?
а) Б. Л. Пастернак;
б) А. А. Ахматова;
в) С. А. Есенин;
г) О. Э. Мандельштам.
6. Какова тема повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
а) Нравственная гибель человека;
б) борьба за свободу;
в) жизнь несправедливо осуждённого в лагере;
г) побег из тюрьмы.
7. Соотнесите название драматического жанра с его определением.
Драматургический жанр, конфликт которого основан на несоответствии,
недоразумении, ошибке; воссозданные жизненные ситуации или характеры
вызывают смех — …
а) комедия;
б) трагедия;
в) драма;
г) мюзикл.
8. Соотнесите эстетическое понятие с его определением.
Категория эстетики, отражающая социально-значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического к ним отношения с позиций эстетического идеала — …
а) трагическое;
б) комическое;
в) сатирическое;
г) драматическое.
9. Прочитайте отрывок из художественного текста и ответьте на вопрос:
из какого произведения данный отрывок, кто автор произведения?
Мелеховский двор — на самом краю хутора. Воротца со скотиньего база ведут на север к Дону. Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени
меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая
кайма нацелованной волнами гальки и дальше — перекипающее под ветром воронёной рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гумённых плетней,—
Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый,
живущий придорожник, часовенка на развилке; за ней — задёрнутая текучим
маревом степь. С юга — меловая хребтина горы. На запад — улица, пронизывающая площадь, бегущая к займищу.
а) Ф. А. Абрамов «Две зимы и три лета»;
б) В. Г. Распутин «Матрёнин двор»;
в) М. А. Шолохов «Тихий Дон»;
г) В. П. Астафьев «Царь-рыба».
10. Какая историческая эпоха отражена в данном произведении (см. задание 9)?
а) Эпоха Первой мировой войны и Гражданской войны в России;
б) эпоха коллективизации;
в) эпоха Второй мировой войны;
г) Россия середины XX в.
Ключ: 1 — в); 2 — г); 3 — а); 4 — в); 5 — а); 6 — в); 7 — а); 8 — б); 9 — в);
10 — а).
2-й уровень
Рекомендации учащимся для выполнения заданий 2-го уровня
Прежде чем отвечать на вопрос, внимательно прочитайте его. Выделите
в  нём ключевые слова и  понятия. Убедитесь, что все слова в  формулировке вам понятны. Не надо писать общие фразы или о произведении в общем,
раскрывайте только те аспекты, которые указаны в вопросе. Проверьте себя:
если в вашем ответе ключевые слова вопроса НЕ встретились ни разу — вы
скорее всего дали поверхностный ответ или просто пересказали текст произведения.
При оценке ваших развёрнутых ответов на вопросы учитывается глубина
понимания проблемы. Если в работе вы проявили упрощённое понимание сути
вопроса, получите минимальный балл, а если полное непонимание — 0 баллов.
В этом случае по остальным критериям работа НЕ оценивается, а за весь ответ
вы получите 0 баллов.
1. В чём особенность поэтического стиля ранней Цветаевой?
2. Слово у Мандельштама — Логос, вещь, … (продолжить) Психея (душа).
3. В  чём своеобразие психологизма прозы В.  Г.  Распутина? Какие традиции
русской классической литературы нашли своё продолжение в произведениях писателя?
4. Дайте определение следующим литературоведческим понятиям:
• ремарка — …;
• полифонический роман — … .
5. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов.
• Как соотносятся нравственные и эстетические искания «деревенской прозы» и «городской прозы» 1960–1980-х гг.?
• Назовите известные вам художественные произведения о Великой Отечественной войне в стихах и прозе. Почему они стали вехами в развитии русской литературы послевоенных десятилетий?
Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.
1. Сочинение — рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой».
2. Сочинение-рассуждение «Меня ведёт Господь по голубым предутренним дорогам…» (по лирике А. А. Ахматовой).
3. Сочинение-рассуждение «Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына».
4. Сочинение-эссе «Россия  — взгляд издалека…» (по зарубежной лирике
М. И. Цветаевой).
5. Сочинение — сравнительная характеристика «“А в наши дни и воздух пахнет смертью…” (пророческий характер лирики Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой)».
Внимание! В вашей работе должно быть не менее 130–150 слов.
II вариант
1-й уровень
1. Важнейшим признаком трагического является:
а) хронотоп «родного дома»;
б) неразрешимость противоречий;
в) победа героя;
г) внутренняя «раздвоенность» героя.
2. Кому принадлежит приведённая ниже строфа?
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
а) А. А. Ахматовой;
б) Б. А. Ахмадулиной;
в) З. Н. Гиппиус;
г) М. И. Цветаевой.
3. Какое историческое время отражено в  третьей части «Поэмы без героя»
А. А. Ахматовой?
а) Предреволюционные годы;
б) 1930-е гг.;
в) время Великой Отечественной войны;
г) послевоенное время.
4. Кто из русских поэтов был удостоен в 1958 г. Нобелевской премии по литературе за прозаическое произведение?
а) Б. Л. Пастернак;
б) О. Э. Мандельштам;
в) А. Т. Твардовский;
г) В. Я. Брюсов.
5. Кому принадлежит стихотворение, начинающееся строфой, приведённой
ниже?
Февраль. Достать чернил и плакать.
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит?
а) А. А. Блоку;
б) Б. Л. Пастернаку;
в) В. Я. Брюсову;
г) Андрею Белому.
6. Укажите, кто из русских писателей относится к  литературе последнего
десятилетия.
а) Ю. В. Бондарев, В. М. Шукшин, Ф. А. Абрамов;
б) Л. Е. Улицкая, Борис Акунин, В. О. Пелевин;
в) К. М. Симонов, А. П. Твардовский, М. В. Исаковский;
г) И. А. Бунин, А. И. Куприн, Е. И. Замятин.
7. Соотнесите название драматического жанра с его определением.
Драматургический жанр, в  основе конфликта которого острое и  непримиримое противоречие, как правило, приводящее к катастрофическим последствиям и гибели героя — …
а) комедия;
б) трагедия;
в) драма;
г) мюзикл.
8. Соотнесите эстетическое понятие с его определением.
… — категория эстетики, отражающая острейшие жизненные противоречия
(коллизии), ситуации и обстоятельства, развёртывающиеся в процессе взаимодействия свободы и необходимости и сопровождающиеся человеческими
страданиями, смертью и гибелью важных для жизни ценностей.
а) Трагическое;
б) комическое;
в) сатирическое;
г) драматическое.
9. Прочитайте отрывок из художественного текста и ответьте на вопрос:
из какого произведения данный отрывок, кто автор произведения?
Потом ему стало жалко большую рыбу, которую он поймал на крючок. «Ну
не чудо ли эта рыба, и один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда ещё мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно
она себя ведёт! Может быть, она потому не прыгает, что уж очень умна. Ведь
она погубила бы меня, если бы прыгнула или рванулась изо всех сил вперёд.
Но, может быть, она не раз уже попадалась на крючок и понимает, что так ей
лучше бороться за жизнь. Почем ей знать, что против неё всего один человек,
да и тот старик. Но какая большая эта рыба и сколько она принесёт денег, если 
у неё вкусное мясо! Она схватила наживку, как самец, тянет, как самец, и борется со мной без всякого страха. Интересно, знает она, что ей делать, или плывёт
очертя голову, как и я?»
а) М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»;
б) Э. М. Хемингуэй «Старик и море»;
в) А. П. Чехов. «Налим»;
г) В. П. Астафьев. «Царь-рыба».
10. В отрывке из предыдущего текста (см. задание № 9) герой разговаривает сам
с собой. Как называется в литературе речь персонажа, обращённая к слушателям или к самому себе?
а) Поток сознания;
б) диалог;
в) монолог;
г) исповедь.
Ключ: 1 — б); 2 — а); 3 — а); 4 — а); 5 — б); 6 — б); 7 — б); 8 — а); 9 — б);
10 — в).
2-й уровень
1. Что свойственно поздней лирике А. А. Ахматовой?
2. Какие жанры получили наибольшее развитие в современной лирической поэзии? Перечислите их.
3. В чём своеобразие художественного мира Ю. В. Трифонова? Как вы объясните особенности характеров его произведений?
4. Дайте определение следующим литературоведческим понятиям:
• реплика — …;
• роман-утопия — … .
5. Дайте развёрнутый ответ на один из предложенных вопросов:
• Какие события многое предопределили в  характере литературного процесса второй половины XX в., нашли отражение в произведениях художественной литературы, повлияли на судьбы многих писателей?
• Охарактеризуйте проблематику современной драматургии. Какие основные темы нашли отражение в пьесах А. Н. Арбузова, В. С. Розова, других
драматургов?
Творческое задание
Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем.
1. Сочинение — рецензия на произведение В. П. Астафьева «Царь-рыба».
2. Сочинение-рассуждение «Классические традиции в творчестве А. А. Ахматовой».
3. Сочинение-рассуждение «Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XX в. (М. А. Шолохов “Тихий Дон”)».
4. Сочинение-эссе «Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы XX в.».
5. Сочинение  — сравнительная характеристика «Лирика А.  А.  Ахматовой,
Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского».
Внимание! В вашей работе должно быть не менее 130–150 слов.
Приложение
Критерии и нормы оценивания знаний, умений и навыков учащихся
• Глубина понимания сути вопроса и знаний литературного материала;
• умение делать ссылки на художественный текст, критическую литературу;
• аргументация высказываний;
• наличие оригинальности определений, собственной (творческой) позиции;
• умение интерпретировать и анализировать художественный текст;
• полнота и точность ответа.
Критерии оценивания творческой работы
• Глубина осмысления темы, убедительность аргументации;
• уровень композиционного и языкового раскрытия темы;
• самостоятельность и оригинальность изложения материала;
• речевая грамотность и культура речи;
• богатство словаря, точность словоупотребления, стилистическое единство,
грамматическая правильность.
1-й уровень: 10 заданий по 0,35 балла = 3 балла
2-й уровень: 5 заданий по 0,3 балла = 1,5 балла + творческое задание (3,5 балла) = 5 баллов
Шкала перевода процентного соотношения оценки знаний учащихся
в 5-балльную систему оценивания
менее 50 % «неудовлетворительно», «2»
59–60 % «удовлетворительно», «3»
61–70 % «хорошо», «4»
70–80 % и выше «отлично», «5»
«В записную книжку учителя…»
Информация к размышлению
• «Урок  — это зеркало общей и  педагогической культуры учителя,— писал
В. А. Сухомлинский,— мерило его интеллектуального богатства, показатель
его кругозора, эрудиции».
• Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое
важное и самое главное для учащихся совершается на уроке.
• С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается.
• Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе,
только на уроке можно увидеть его рост и развитие.
• Урок — это не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности.
И если мы хотим видеть наших учащихся успешными, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом.
• Урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного
процесса…
• Урок — система социальная, которая может существовать только за счёт взаимодействия учителя и учащихся друг с другом.
• Современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся
в учебном процессе, их самоорганизации.
• Современный урок  — это прежде всего урок, на котором учитель умело
исполь зует все возможности для развития личности ученика, её активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
• Современный урок обусловливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития, конкурентоспособности его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества.
В качестве вывода. Задачи современного преподавателя — не преподносить
знания учащимся, а  создавать мотивацию и  формировать комплекс умений
учить самого себя.
Ответьте для самого себя на следующие вопросы
• Есть ли у вас внутреннее желание изменить урок, свою деятельность и деятельность учащихся на уроке, подходы к композиции урока?
• Хочу ли я (смогу ли я) развивать в своих учащихся любознательность, стремление стать лучше, познавательный интерес?
• Когда учащимся интересно учиться, а преподавателю интересно работать?
• Чья это проблема, если учащийся:
• лежит на парте во время занятий;
• спокойно читает книгу;
• постоянно не выполняет домашнее задание;
• разговаривает на занятии на посторонние темы;
• не выполняет установленные правила поведения на уроке?
• Когда урок хорошо проведён?
• Когда урок плохо проведён?
Успехов вам в нелёгком, но таком нужном труде!
Требования к структуре современного урока
• Правильно определить дидактические и  воспитательные цели урока и  его
значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленить на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется
конкретная цель и продумываются средства её достижения);
• связать данный урок с предыдущими и последующими уроками;
• отобрать и применить оптимальные сочетания методов изучения нового материала;
• обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний учащихся;
• продумать систему повторения и закрепления учебного материала;
• найти оптимальное место домашнему заданию, которое является тщательно
спланированным продолжением урока и подготовкой к следующему, минимальным по объёму, своевременным и понятным, учитывать индивидуальные возможности учащихся.
Памятки для учащихся
Требования к сочинению-рассуждению
В сочинении-рассуждении нужно:
• сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);
• сформулировать позицию автора;
• высказать свою точку зрения;
• убедительно её доказать (привести не менее 2 аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);
• изложить мысли грамотно, последовательно и связно.
Объём сочинения:
• не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не
по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается 0 баллов.
Как работать с исходным текстом
1. Внимательно читаем предложенный текст.
2. Определяем его тему (о чём говорится в тексте).
3. Выявляем проблемы, вопросы, о которых размышляет автор текста (что его
волнует, тревожит).
4. Выясняем позицию автора по тем проблемам, о которых идёт речь в тексте:
какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми, выражают его точку зрения.
5. Определяем, с  помощью каких аргументов автор доказывает свою точку
зрения.
6. Выявляем языковые средства и средства художественной выразительности,
с помощью которых автор выражает свою позицию, своё отношение к проблеме, поставленной в тексте.
На заметку! Своё сочинение по исходному тексту можно начать с цитаты.
Как готовиться к уроку внеклассного чтения
• Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
• Прочти фамилию автора, название книги, издательства.
• Прочти предисловие или вступление.
• Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим
товарищам.
• Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
• Запиши заметки о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
• Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой её стороне фамилию
и инициалы автора, серию книги, её заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне
напиши, почему ты советуешь прочесть её своим товарищам.
Словесное рисование картины по тексту
• Прочти рассказ или одну законченную часть.
• Определи количество картин.
• Подумай, какова идея каждой картины.
• Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину,
вторую и т. д.
• Представь картину мысленно.
• «Нарисуй» картину словами.
Работа над литературным произведением
Стихотворение
• Как называется стихотворение? Кто его автор?
• Прочти стихотворение. О чём оно?
• Какие чувства автора выражены в нём?
• Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие слова тебе
особенно нравятся?
• Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
• Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели
логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
Рассказ
• Как называется рассказ? Кто его автор?
• Прочти рассказ. Какие действия происходят в нём и когда?
• Назови действующих лиц. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из персонажей понравился и чем именно?
• О чём ты думал, читая рассказ?
Басня
• Как называется басня? Кто её автор?
• Прочти басню. Какие события в ней описываются?
• Кто действует в басне?
• Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
• Что осуждается в басне? Какова её мораль?
• Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным
в басне.
• Что должен понять читатель из этой басни?
• Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
Статья
• Запомни, как называется статья и кто её автор.
• Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
• О ком или о чём эта статья?
• О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
• Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части.
Составь план.
• Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
• Что нового ты узнал из прочитанного?

Категория: Литература | Добавил: (04.09.2019) Просмотров: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar