17:25
Анализ стихотворения Федора Тютчева «Фонтан»

Фонтан (1836)
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Стихотворение относится к философской лирике Ф. И. Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» «Зима недаром злится...» и другие. И. С. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...».
Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привлекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым.
Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю».
Внутри каждой строфы ощущается линия «подъёма» и «нисхождения».
В первой строфе:
Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осуждён.
Во второй строфе:
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
 
Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной».
Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо).
Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (!..). Риторические восклицания и риторический вопрос вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения.
Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень, соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.
Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца.
Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека.
В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; пыль огнецветная; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огне-цветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан... клубится; пылью огне-цветной ниспасть на землю осуждён).
Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций.
Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри...», — которое содержит обращение и
 
призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.
Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчёркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный).
Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт.
Чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам.
В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч «смертной мысли». Это сопоставление подчёркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной.
Заканчивается произведение словом «высоты». Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении эпитета заветная («коснулся высоты заветной»). Теперь оно звучит по-другому:
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.
На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек.
Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»).
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Категория: Анализы стихотворений | Добавил: (12.09.2019) Просмотров: 1 | Теги: Тютчев | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar