17:26
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Шёпот, робкое дыханье...»

«Шёпот, робкое дыханье...» (1850)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
В русской поэзии трудно найти поэта более мажорного и светлого, чем Афанасий Фет. В его творчестве отсутствуют гражданские мотивы и социальные вопросы. Основные темы его произведений — природа, любовь, красота. Поэт считал, что назначение поэзии — помочь человеку выйти из мира страданий и печали окружающей жизни и погрузиться в мир красоты. Он утверждал:
Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.
Природа в произведениях Фета — объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Образы природы у него никак не связаны с человеческими нуждами и трудом (как, например, у Н. А. Некрасова).
Стихи Фета создают настроение, как картины ху- дожников-импрессионистов. Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...» часто сравнивали с картинами импрессиониста Поля Синьяка «Гавань в Марселе» и «Сосна». Обе картины написаны лёгкими мазками, даже точками, и создают ощущения, связанные с законом оптического восприятия. Когда соединяются световые лучи, у зрителя синтезируется нужный цвет. Примерно то же самое происходит при прочтении стихотворения Фета.
Перед нами три короткие строфы, рассказывающие о любовном свидании.
В первом четверостишии описание вечера дано мелкими мазками-существительными: шёпот, дыханье, серебро, колыханье. В соединении с эпитетами они передают ощущение от встречи влюблённых.
Второе четверостишие даёт описание ночи любви. Эпитет ночной в первой строке усиливает магию ночи, которая изменила черты лица возлюбленной.
Третье четверостишие описывает утро, слёзы счастья, расставание влюблённых:
 
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
В каждой строфе — свои краски и звуки, а всё вместе сливается в красоту и магию ночи любви и любовного свидания.
Есть интересная особенность у этого произведения: во всём стихотворении нет ни одного глагола. Все действия остаются как бы за кадром, а имена существительные придают каждой фразе необычный ритм, размеренный и неторопливый. Вместе с тем, стихотворение вовсе не статично. Более того, оно передаёт беспрестанное движение и изменение в природе и в отношениях между влюблёнными. Стихи заставляют работать воображение читателя — «дорисовывать» недостающие детали.
Как этого добился автор?
Поэт подобрал такие существительные, которые содержат в себе категорию глагола и являются своего рода подлежащими-сказуемыми: шёпот, дыханье, трели, колыханье, лобзания, слёзы.
Рядом с этими словами находятся существительные, служащие дополнениями к ним: трели соловья, колыханье ручья.
Важную роль играют запятые — они как бы обрамляют отдельные картины и образуют между ними паузы.
Точек на протяжении всех трёх строф нет — стихотворение читается как одно предложение.
Новизна и необычность этого действительно новаторского произведения заключаются в том, что оно говорит обо всём, ничего при этом не называя.
 
Не названа, например, луна, хотя без её света невозможна игра теней, придающих динамику нарисованной картине. Ничего не сказано о самом любовном свидании — просто передано его течение от ночи к утру.
Внимательный читатель заметит, как «пурпур розы», разрастаясь в «дымных тучках», переходит в зарю.
Не названа и сама любовь, но есть её переживание — «ряд волшебных изменений милого лица».
Стихотворение на долгие годы стало настоящей эмблемой творчества Афанасия Афанасьевича Фета.
 

Категория: Анализы стихотворений | Добавил: (12.09.2019) Просмотров: 1 | Теги: Фет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar